«Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему», журнал «Антикоррупционер»,
№4, 2009
Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему
Интервью первого заместителя Председателя Государственной Думы Олега Викторовича
Морозова
–
Вопросы противодействия коррупции все чаще поднимаются в Государственной Думе.
Будучи законодателем с большим стажем, как Вы считаете, изменился ли качественно
подход к этой проблеме, или количество еще не перешло в качество?
– Существенным импульсом для активизации работы над антикоррупционным
законодательством стал факт ратификации двух важнейших для этой сферы
международных актов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об
головной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации
В.В. Путина, изданным в феврале 2007 г., была поставлена задача реализации
положений этих конвенций в законодательстве Российской Федерации и создана в
этих целях специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). К июню 2007 г. МРГ
подготовила Концепцию стратегических направлений развития законодательства в
области противодействия коррупции и определила широкий перечень действующих
законов, подлежащих серьезной модификации.
В то же время Россия вступила в авторитетную международную организацию – Группу
государств против коррупции (ГРЕКО), объединяющую 46 европейских стран и США,
войдя тем самым в режим международного антикоррупционного мониторинга.
Весь комплекс предпринятых в тот период мер перечислить невозможно, но в целом
можно сказать, что и законодательная, и практическая деятельность по
противодействию коррупции разворачивалась достаточно активно и по широкому ряду
важных направлений.
Полагаю, однако, что с середины 2008 г., когда Президентом Российской Федерации
Д.А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в
этой деятельности начался качественно новый этап. Отмечу его сущностные черты:
Чрезвычайно важным, если не определяющим, фактором новой ситуации стало
проявление политической воли на высшем уровне руководства страны. Власть
недвусмысленно дала понять, – и, думаю, происходящие события это подтверждают, –
что курс на системное противодействие коррупции будет проводиться без всяких
скидок на должности и звания.
Следуя сегодня этому курсу, мы последовательно, без кампанейщины, выстраиваем в
России эффективную антикоррупционную систему.
– Как Вы оцениваете нынешние отношения законодательной и исполнительной власти в
вопросах противодействия коррупции. Члены правительства отчитываются перед
депутатами, однако является ли это показателем, что законодательная власть
действительно получила больше полномочий для контроля работы органов
исполнительной власти?
– Может быть, повторюсь, но еще раз скажу, что все ветви и уровни власти на этом
направлении действуют согласованно. Вопросы противодействия коррупции постоянно
находятся в зоне особого внимания президента страны.
Что касается контрольных полномочий законодательных органов по отношению к
должностным лицам и органам исполнительной власти, считаю, что де-юре спектр
таких возможностей и ранее был достаточно широким как на федеральном, так на и
региональном и местном уровнях. В последнее время по инициативе Президента
Российской Федерации парламентские полномочия в области контроля были
дополнительно усилены. Так, мы внесли изменения в Конституцию Российской
Федерации и в действующее законодательство, вменившие в обязанность
Правительству Российской Федерации представлять в Государственную Думу ежегодный
отчет о результатах своей деятельности и, кроме того, ежеквартально (в течение
2009 года) - отчет о выполнении мер по преодолению финансово-экономического
кризиса.
Кроме того, принят закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он
предусматривает отнесение к полномочиям представительного органа муниципального
образования заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования,
главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении
вопросов, поставленных представительным органом. Этим же законом закреплена
возможность удаления в отставку главы муниципального образования по инициативе
депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации.
Участие в назначении ключевых фигур, контроль за использованием публичных
финансов и имущества, регулярное заслушивание отчетов руководителей органов
исполнительной власти и госкорпораций, проведение парламентских расследований –
это достаточно сильный набор инструментов. Однако им нужно умело пользоваться,
причем для решения принципиальных, а не второстепенных вопросов. Тогда и
де-факто контроль станет достаточно жестким и эффективным.
– Как Вы считаете, существует ли в нашей стране реально действующий гражданский
контроль над деятельностью власти. Что, по-вашему мнению, необходимо предпринять
для его развития и что уже предпринято?
– Как известно, сильные институты гражданского общества, способные конструктивно
оппонировать государству и эффективно контролировать его деятельность, абсолютно
необходимы для общественного прогресса. Но так же хорошо известно, что
становление таких институтов – вопрос достаточно длительного времени, особенно
на российской почве, которая никогда не была благоприятной средой для
гражданского общества.
Полагаю, что сегодня ситуация принципиально иная. Причем поменялась она даже не
в начале 90-х гг. прошлого века, как может показаться на первый взгляд, а
буквально два-три года назад.
Считаю, что переломный момент произошел тогда, когда Россия позволила себе
заглянуть в будущее и перейти от политики реагирования на бесконечные сложности
и проблемы текущего дня к стратегии долгосрочного развития. Отмечу два
принципиально важных фактора новой ситуации. Во-первых, абсолютное большинство
общества разделяет этот курс, и, во-вторых, руководство страны понимает, что
такая политика без активного участия гражданского общества реализована быть не
может.
Возвращаясь к основной теме разговора, напомню, что участие общества является
одним из ключевых принципов Национального плана противодействия коррупции. И сам
план содержит широкий ряд мер для воплощения этого принципа в жизнь.
– Вы лично принимали участие в работе над Федеральным законом «О противодействии
коррупции». Насколько, как вам кажется, он эффективно применяется? Какая еще
предстоит работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства?
– Основа действующей сегодня правовой базы для системного противодействия
коррупции была заложена с принятием и вступлением в силу в декабре 2008 года
пакета законов, внесенных в Государственную Думу Президентом России. В него
вошли:
Основополагающим Федеральным законом «О противодействии коррупции» были
определены сущностные характеристики этого опаснейшего социального явления,
установлены базовые принципы и направления государственной политики в данной
сфере, а также заложены правовые и организационные основы предупреждения
коррупции и борьбы с ней. Роль этого закона заключалась в том, чтобы создать
надежный фундамент для последующего выстраивания целостной системы
законодательных актов прямого действия, «накрывающих» все коррупционное поле.
И эта работа планомерно ведется. Остановлюсь на некоторых ее результатах за этот
год.
Были приняты Государственной Думой и вступили в силу федеральные законы,
вводящие обязательный порядок антикоррупционной экспертизы действующих и вновь
разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Принципиально важными здесь
являются следующие моменты:
Цитирую: «Институты гражданского общества и граждане могут… проводить
независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов). В заключении по результатам такой экспертизы должны
быть указаны выявленные коррупциогенные факторы и предложены способы их
устранения. Указанное заключение… подлежит обязательному рассмотрению органом,
организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный
срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или
организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный
ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов».
Приняты также федеральные законы антикоррупционной направленности,
обеспечивающие доступ граждан, СМИ и других организаций к информации о
деятельности как государственных органов, в том числе судов, так и органов
местного самоуправления.
Кроме того, был принят ряд законов, направленных на ликвидацию избыточных
административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
В том числе за счет:
Чтобы лучше представить дальнейшие перспективы этой работы, скажу, что
законодатель должен обеспечить исчерпывающую правовую базу для реализации всех
направлений государственной политики, определенных базовым законом о
противодействии коррупции. Назову лишь те из них, которые имеют отношение к
институтам гражданского общества и демократии. Это:
Не сомневаюсь, что при таком подходе мы добьемся главной цели: поставим
коррупцию не только вне закона, но, что еще более важно, вне норм общественной
морали и нравственности.