«Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему», журнал «Антикоррупционер», №4, 2009

 

Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему

Интервью первого заместителя Председателя Государственной Думы Олега Викторовича Морозова

http://www.anti-corrupcioner.ru/files/editor/morozov.jpg– Вопросы противодействия коррупции все чаще поднимаются в Государственной Думе. Будучи законодателем с большим стажем, как Вы считаете, изменился ли качественно подход к этой проблеме, или количество еще не перешло в качество?

– Существенным импульсом для активизации работы над антикоррупционным законодательством стал факт ратификации двух важнейших для этой сферы международных актов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об головной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, изданным в феврале 2007 г., была поставлена задача реализации положений этих конвенций в законодательстве Российской Федерации и создана в этих целях специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). К июню 2007 г. МРГ подготовила Концепцию стратегических направлений развития законодательства в области противодействия коррупции и определила широкий перечень действующих законов, подлежащих серьезной модификации.

В то же время Россия вступила в авторитетную международную организацию – Группу государств против коррупции (ГРЕКО), объединяющую 46 европейских стран и США, войдя тем самым в режим международного антикоррупционного мониторинга.

Весь комплекс предпринятых в тот период мер перечислить невозможно, но в целом можно сказать, что и законодательная, и практическая деятельность по противодействию коррупции разворачивалась достаточно активно и по широкому ряду важных направлений.

Полагаю, однако, что с середины 2008 г., когда Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в этой деятельности начался качественно новый этап. Отмечу его сущностные черты:

Чрезвычайно важным, если не определяющим, фактором новой ситуации стало проявление политической воли на высшем уровне руководства страны. Власть недвусмысленно дала понять, – и, думаю, происходящие события это подтверждают, – что курс на системное противодействие коррупции будет проводиться без всяких скидок на должности и звания.

Следуя сегодня этому курсу, мы последовательно, без кампанейщины, выстраиваем в России эффективную антикоррупционную систему.

– Как Вы оцениваете нынешние отношения законодательной и исполнительной власти в вопросах противодействия коррупции. Члены правительства отчитываются перед депутатами, однако является ли это показателем, что законодательная власть действительно получила больше полномочий для контроля работы органов исполнительной власти?

– Может быть, повторюсь, но еще раз скажу, что все ветви и уровни власти на этом направлении действуют согласованно. Вопросы противодействия коррупции постоянно находятся в зоне особого внимания президента страны.

Что касается контрольных полномочий законодательных органов по отношению к должностным лицам и органам исполнительной власти, считаю, что де-юре спектр таких возможностей и ранее был достаточно широким как на федеральном, так на и региональном и местном уровнях. В последнее время по инициативе Президента Российской Федерации парламентские полномочия в области контроля были дополнительно усилены. Так, мы внесли изменения в Конституцию Российской Федерации и в действующее законодательство, вменившие в обязанность Правительству Российской Федерации представлять в Государственную Думу ежегодный отчет о результатах своей деятельности и, кроме того, ежеквартально (в течение 2009 года) - отчет о выполнении мер по преодолению финансово-экономического кризиса.

Кроме того, принят закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он предусматривает отнесение к полномочиям представительного органа муниципального образования заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. Этим же законом закреплена возможность удаления в отставку главы муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Участие в назначении ключевых фигур, контроль за использованием публичных финансов и имущества, регулярное заслушивание отчетов руководителей органов исполнительной власти и госкорпораций, проведение парламентских расследований – это достаточно сильный набор инструментов. Однако им нужно умело пользоваться, причем для решения принципиальных, а не второстепенных вопросов. Тогда и де-факто контроль станет достаточно жестким и эффективным.

– Как Вы считаете, существует ли в нашей стране реально действующий гражданский контроль над деятельностью власти. Что, по-вашему мнению, необходимо предпринять для его развития и что уже предпринято?

– Как известно, сильные институты гражданского общества, способные конструктивно оппонировать государству и эффективно контролировать его деятельность, абсолютно необходимы для общественного прогресса. Но так же хорошо известно, что становление таких институтов – вопрос достаточно длительного времени, особенно на российской почве, которая никогда не была благоприятной средой для гражданского общества.

Полагаю, что сегодня ситуация принципиально иная. Причем поменялась она даже не в начале 90-х гг. прошлого века, как может показаться на первый взгляд, а буквально два-три года назад.

Считаю, что переломный момент произошел тогда, когда Россия позволила себе заглянуть в будущее и перейти от политики реагирования на бесконечные сложности и проблемы текущего дня к стратегии долгосрочного развития. Отмечу два принципиально важных фактора новой ситуации. Во-первых, абсолютное большинство общества разделяет этот курс, и, во-вторых, руководство страны понимает, что такая политика без активного участия гражданского общества реализована быть не может.

Возвращаясь к основной теме разговора, напомню, что участие общества является одним из ключевых принципов Национального плана противодействия коррупции. И сам план содержит широкий ряд мер для воплощения этого принципа в жизнь.

– Вы лично принимали участие в работе над Федеральным законом «О противодействии коррупции». Насколько, как вам кажется, он эффективно применяется? Какая еще предстоит работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства?

– Основа действующей сегодня правовой базы для системного противодействия коррупции была заложена с принятием и вступлением в силу в декабре 2008 года пакета законов, внесенных в Государственную Думу Президентом России. В него вошли:

Основополагающим Федеральным законом «О противодействии коррупции» были определены сущностные характеристики этого опаснейшего социального явления, установлены базовые принципы и направления государственной политики в данной сфере, а также заложены правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Роль этого закона заключалась в том, чтобы создать надежный фундамент для последующего выстраивания целостной системы законодательных актов прямого действия, «накрывающих» все коррупционное поле.

И эта работа планомерно ведется. Остановлюсь на некоторых ее результатах за этот год.

Были приняты Государственной Думой и вступили в силу федеральные законы, вводящие обязательный порядок антикоррупционной экспертизы действующих и вновь разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Принципиально важными здесь являются следующие моменты:

Цитирую: «Институты гражданского общества и граждане могут… проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В заключении по результатам такой экспертизы должны быть указаны выявленные коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Указанное заключение… подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов».

Приняты также федеральные законы антикоррупционной направленности, обеспечивающие доступ граждан, СМИ и других организаций к информации о деятельности как государственных органов, в том числе судов, так и органов местного самоуправления.

Кроме того, был принят ряд законов, направленных на ликвидацию избыточных административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. В том числе за счет:

Чтобы лучше представить дальнейшие перспективы этой работы, скажу, что законодатель должен обеспечить исчерпывающую правовую базу для реализации всех направлений государственной политики, определенных базовым законом о противодействии коррупции. Назову лишь те из них, которые имеют отношение к институтам гражданского общества и демократии. Это:

Не сомневаюсь, что при таком подходе мы добьемся главной цели: поставим коррупцию не только вне закона, но, что еще более важно, вне норм общественной морали и нравственности.