«Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему», журнал «Антикоррупционер», 
№4, 2009
Мы выстраиваем эффективную антикоррупционную систему
Интервью первого заместителя Председателя Государственной Думы Олега Викторовича 
Морозова
– 
Вопросы противодействия коррупции все чаще поднимаются в Государственной Думе. 
Будучи законодателем с большим стажем, как Вы считаете, изменился ли качественно 
подход к этой проблеме, или количество еще не перешло в качество?
– Существенным импульсом для активизации работы над антикоррупционным 
законодательством стал факт ратификации двух важнейших для этой сферы 
международных актов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об 
головной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации 
В.В. Путина, изданным в феврале 2007 г., была поставлена задача реализации 
положений этих конвенций в законодательстве Российской Федерации и создана в 
этих целях специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). К июню 2007 г. МРГ 
подготовила Концепцию стратегических направлений развития законодательства в 
области противодействия коррупции и определила широкий перечень действующих 
законов, подлежащих серьезной модификации.
В то же время Россия вступила в авторитетную международную организацию – Группу 
государств против коррупции (ГРЕКО), объединяющую 46 европейских стран и США, 
войдя тем самым в режим международного антикоррупционного мониторинга. 
Весь комплекс предпринятых в тот период мер перечислить невозможно, но в целом 
можно сказать, что и законодательная, и практическая деятельность по 
противодействию коррупции разворачивалась достаточно активно и по широкому ряду 
важных направлений.
Полагаю, однако, что с середины 2008 г., когда Президентом Российской Федерации 
Д.А. Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в 
этой деятельности начался качественно новый этап. Отмечу его сущностные черты:
Чрезвычайно важным, если не определяющим, фактором новой ситуации стало 
проявление политической воли на высшем уровне руководства страны. Власть 
недвусмысленно дала понять, – и, думаю, происходящие события это подтверждают, – 
что курс на системное противодействие коррупции будет проводиться без всяких 
скидок на должности и звания.
Следуя сегодня этому курсу, мы последовательно, без кампанейщины, выстраиваем в 
России эффективную антикоррупционную систему.
– Как Вы оцениваете нынешние отношения законодательной и исполнительной власти в 
вопросах противодействия коррупции. Члены правительства отчитываются перед 
депутатами, однако является ли это показателем, что законодательная власть 
действительно получила больше полномочий для контроля работы органов 
исполнительной власти?
– Может быть, повторюсь, но еще раз скажу, что все ветви и уровни власти на этом 
направлении действуют согласованно. Вопросы противодействия коррупции постоянно 
находятся в зоне особого внимания президента страны.
Что касается контрольных полномочий законодательных органов по отношению к 
должностным лицам и органам исполнительной власти, считаю, что де-юре спектр 
таких возможностей и ранее был достаточно широким как на федеральном, так на и 
региональном и местном уровнях. В последнее время по инициативе Президента 
Российской Федерации парламентские полномочия в области контроля были 
дополнительно усилены. Так, мы внесли изменения в Конституцию Российской 
Федерации и в действующее законодательство, вменившие в обязанность 
Правительству Российской Федерации представлять в Государственную Думу ежегодный 
отчет о результатах своей деятельности и, кроме того, ежеквартально (в течение 
2009 года) - отчет о выполнении мер по преодолению финансово-экономического 
кризиса.
Кроме того, принят закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих 
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он 
предусматривает отнесение к полномочиям представительного органа муниципального 
образования заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, 
главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении 
вопросов, поставленных представительным органом. Этим же законом закреплена 
возможность удаления в отставку главы муниципального образования по инициативе 
депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта 
Российской Федерации. 
Участие в назначении ключевых фигур, контроль за использованием публичных 
финансов и имущества, регулярное заслушивание отчетов руководителей органов 
исполнительной власти и госкорпораций, проведение парламентских расследований – 
это достаточно сильный набор инструментов. Однако им нужно умело пользоваться, 
причем для решения принципиальных, а не второстепенных вопросов. Тогда и 
де-факто контроль станет достаточно жестким и эффективным. 
– Как Вы считаете, существует ли в нашей стране реально действующий гражданский 
контроль над деятельностью власти. Что, по-вашему мнению, необходимо предпринять 
для его развития и что уже предпринято?
– Как известно, сильные институты гражданского общества, способные конструктивно 
оппонировать государству и эффективно контролировать его деятельность, абсолютно 
необходимы для общественного прогресса. Но так же хорошо известно, что 
становление таких институтов – вопрос достаточно длительного времени, особенно 
на российской почве, которая никогда не была благоприятной средой для 
гражданского общества. 
Полагаю, что сегодня ситуация принципиально иная. Причем поменялась она даже не 
в начале 90-х гг. прошлого века, как может показаться на первый взгляд, а 
буквально два-три года назад.
Считаю, что переломный момент произошел тогда, когда Россия позволила себе 
заглянуть в будущее и перейти от политики реагирования на бесконечные сложности 
и проблемы текущего дня к стратегии долгосрочного развития. Отмечу два 
принципиально важных фактора новой ситуации. Во-первых, абсолютное большинство 
общества разделяет этот курс, и, во-вторых, руководство страны понимает, что 
такая политика без активного участия гражданского общества реализована быть не 
может.
Возвращаясь к основной теме разговора, напомню, что участие общества является 
одним из ключевых принципов Национального плана противодействия коррупции. И сам 
план содержит широкий ряд мер для воплощения этого принципа в жизнь.
– Вы лично принимали участие в работе над Федеральным законом «О противодействии 
коррупции». Насколько, как вам кажется, он эффективно применяется? Какая еще 
предстоит работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства?
– Основа действующей сегодня правовой базы для системного противодействия 
коррупции была заложена с принятием и вступлением в силу в декабре 2008 года 
пакета законов, внесенных в Государственную Думу Президентом России. В него 
вошли:
Основополагающим Федеральным законом «О противодействии коррупции» были 
определены сущностные характеристики этого опаснейшего социального явления, 
установлены базовые принципы и направления государственной политики в данной 
сфере, а также заложены правовые и организационные основы предупреждения 
коррупции и борьбы с ней. Роль этого закона заключалась в том, чтобы создать 
надежный фундамент для последующего выстраивания целостной системы 
законодательных актов прямого действия, «накрывающих» все коррупционное поле.
И эта работа планомерно ведется. Остановлюсь на некоторых ее результатах за этот 
год.
Были приняты Государственной Думой и вступили в силу федеральные законы, 
вводящие обязательный порядок антикоррупционной экспертизы действующих и вновь 
разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Принципиально важными здесь 
являются следующие моменты:
Цитирую: «Институты гражданского общества и граждане могут… проводить 
независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов 
нормативных правовых актов). В заключении по результатам такой экспертизы должны 
быть указаны выявленные коррупциогенные факторы и предложены способы их 
устранения. Указанное заключение… подлежит обязательному рассмотрению органом, 
организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный 
срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или 
организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный 
ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о 
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов».
Приняты также федеральные законы антикоррупционной направленности, 
обеспечивающие доступ граждан, СМИ и других организаций к информации о 
деятельности как государственных органов, в том числе судов, так и органов 
местного самоуправления.
Кроме того, был принят ряд законов, направленных на ликвидацию избыточных 
административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. 
В том числе за счет:
Чтобы лучше представить дальнейшие перспективы этой работы, скажу, что 
законодатель должен обеспечить исчерпывающую правовую базу для реализации всех 
направлений государственной политики, определенных базовым законом о 
противодействии коррупции. Назову лишь те из них, которые имеют отношение к 
институтам гражданского общества и демократии. Это: 
Не сомневаюсь, что при таком подходе мы добьемся главной цели: поставим 
коррупцию не только вне закона, но, что еще более важно, вне норм общественной 
морали и нравственности.