Доклад Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф. Павлова на заседании Координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области 12 мая 2010 года

«О направлениях работы по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области в 2010 году»

 

Уважаемые члены Совета!

Основные задачи работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в 2010 году определены в плане работы, утверждённом 31 декабря 2009 года, и в том числе это:

1) завершение создания организационной структуры по противодействию коррупции в Ульяновской области и условий взаимодействия элементов этой структуры;

2) налаживание эффективной работы и взаимодействия элементов организационной структуры для обеспечения системного и комплексного подхода по реализации антикоррупционной политики в регионе;

3) разработка методики проведения и создать постоянно действующую систему мониторинга распространённости коррупции и предрасположенности к ней населения области;

4) работа по повышению имиджа и авторитета региона в проведении антикоррупционной политики.

 

Направления реализации поставленных задач:

      Завершение создания организационной структуры по противодействию коррупции в Ульяновской области и условий взаимодействия элементов этой структуры

Организационная структура противодействия коррупции в области на сегодняшний день состоит из следующих элементов:

К числу этих элементов отнесены общественные формирования институтов гражданского общества и общественные антикоррупционные формирования в муниципальных образованиях и в государственных организациях области. Общественные советы в муниципалитетах и комиссии в государственных организациях области уже вовлечены в общую систему мониторинга эффективности работы организационной антикоррупционной структуры.

Для вовлечения институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики в регионе намечено подписание соглашений по взаимодействию с целым рядом государственных и общественных структур и организаций. С частью из них соглашения уже подписаны (Общественная палата Ульяновской области, Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, региональное отделение «Ассоциации юристов России», общественная организация «Правовой фонд» и др.).   Готовятся к подписанию соглашения с Ульяновской торгово-промышленной палатой, региональным отделением Общероссийской организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ».

Для объединения усилий институтов гражданского общества планируется создать областной антикорррупционный общественный центр при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области (после соответствующих изменений закона Ульяновской области от 05.06.2007 № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области»), который может функционировать в рамках объединения ресурсов организаций, занимающихся вопросами реализации антикоррупционной политики, правового воспитания, профилактики антисоциального поведения.

На уровне муниципальных образований необходимо завершить организацию системы антикоррупционной экспертизы на уровне сельских и городских поселений, так как федеральное законодательство о противодействии коррупции распространяется не только на органы государственной власти, но и на муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения.

Поэтому отдельным направлением работы должно стать распространение практики антикоррупционных экспертиз «вглубь», с районного уровня на уровень поселений.

Эта задача в настоящее время осложняется отсутствием квалифицированных юристов во многих сельских и городских поселениях области. Решением может стать передача полномочий по антикоррупционной экспертизе вместе с частью ставки от поселений в штат районных администраций. Это могло бы решить задачу проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов не только сельских и городских поселений, но и оказать содействие районным органам местного самоуправления в более качественной проработке проектов нормативных актов.

Данное решение требует дополнительных консультаций в части согласования действий Прокуратуры Ульяновской области, государственно-правового департамента Правительства области, органов местного самоуправления муниципальных образований области.

Что касается совершенствования действующих антикоррупционных программ в государственных и муниципальных органах власти, то, учитывая требования Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы», основной акцент в работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарата в 2010 году будет сделан на конкретизации задач этих программ и планов. В связи с этим необходимо будет их пересмотреть, изменив в направлении повышения последовательности, исполнимости, конкретности, целесообразности запланированных мероприятий, более чёткой организации системы административного и общественного контроля. Ряд замечаний и предложений был уже высказан в ходе предварительного антикоррупционного мониторинга работы органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти области, проведённого в апреле этого года.

По налаживанию эффективной работы и взаимодействия элементов организационной структуры для обеспечения системного и комплексного подхода по реализации антикоррупционной политики в регионе необходимо:

Продолжать системно вести мониторинг эффективности работы элементов организационной структуры противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Практика проведения антикоррупционного мониторинга эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на основе разработанной нами и применённой впервые в России системе рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры противодействия коррупции показала чрезвычайную важность данного вида работы. Мониторинг позволил сформировать и поддерживать в рабочем состоянии во многих муниципальных образованиях систему профилактики коррупции с участием различных специалистов - юристов, членов общественных советов, комиссий по рассмотрению конфликтов интересов, СМИ. Проведение мониторинга эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2010 году будет продолжено. Результаты мониторинга размещаются на сайте Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.

По совершенствованию антикоррупционной экспертизы

С начала деятельности Уполномоченного по 11 мая 2010 года Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведено около 550 антикоррупционных экспертиз. Из всех поступающих проектов нормативных актов 22,4 процента содержали различные коррупциогенные факторы. Эти НПА регулировали финансовые потоки в сумме 1 млрд. 300 млн. рублей. Более половины этих потоков регулировались НПА, разработанными Министерством строительства.

По состоянию на 1 мая 2010 года наибольшее количество выявленных коррупциогенных факторов по отношению к общему количеству разработанных проектов нормативных правовых актов Ульяновской области пришлось именно на это Министерство и Министерство образования Ульяновской области.

Мы -- единственные в России, кто публикует в открытом доступе на сайте Уполномоченного результаты антикоррупционных экспертиз, что, кстати, было отмечено на «круглом столе» по развитию гражданского общества Совета Федерации, состоявшегося в марте этого года.

Задачей работы в 2010 году станет активизация независимых антикоррупционных экспертиз с привлечением независимых экспертов, получивших аккредитацию Министерства юстиции РФ. Сейчас оформляется аккредитация Ульяновского регионального отделения «Ассоциации юристов России». На сегодняшний день в качестве независимых экспертов аккредитовано 1 юридическое лицо (ООО «РК «Алмаз-Групп», вид деятельности: юридические услуги и сделки с недвижимостью) и 5 физических лиц в области, в т.ч.:

Большое внимание в этом году будет уделено участию в разработке областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области на 2011-2012 годы». Главная её цель - объединить имеющиеся и создаваемые элементы антикоррупционной системы в единый комплекс взаимоувязанных мероприятий - областную целевую программу «Противодействие коррупции в Ульяновской области на 2011-2012 годы».

Для этого на сайте Уполномоченного по противодействию коррупции и в областных СМИ была объявлена акция «Сделай свой вклад в борьбу с коррупцией!», целью которой стал сбор предложений в разрабатываемую целевую программу.

Достигнута договорённость по участию в разработке мероприятий данной программы целого ряда институтов гражданского общества и жителей области. С целью сбора опыта других регионов по реализации антикоррупционных программ запланирована серия выездов в Республику Татарстан, Чувашскую республику, Самарскую, Нижегородскую области (май - июнь 2010 года).

Совместно с Секретарём Совета безопасности при Губернаторе Ульяновской области в августе 2010 года планируется подготовить первую редакцию областной целевой программы, которая будет выложена в публичный доступ для сбора замечаний общественности, последующей доработки и утверждения на заседании Правительства области.

Как элемент организационной структуры противодействия противодействия коррупции система общего, средне-специального и высшего образования и средства массовой информации вошли в антикоррупционную политику через воспитание негативного отношения к коррупции и правовое просвещение.

Изданные в феврале 2010 года учебные пособия по противодействию коррупции к настоящему времени практически во всех муниципальных образованиях переданы в учебные заведения. В связи с этим основной задачей по данному направлению станет отработка и контроль практики использования учебных пособий на уроках истории, обществознания, права с учителями и руководителями районных отделов образования. В городах и районах области уже ведётся работа по внедрению с 1 сентября 2010 года элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы средних школ и профессиональных училищ.

В плане работ на этот год внедрение элементов антикоррупционного образования в средне-специальные и высшие учебные заведения. Скорее всего, это будет оформлено в виде соглашения с ВУЗами и техникумами о взаимодействии в антикоррупционной работе.

Надо отметить, что издание в области учебно-методического комплекта и внедрение элементов антикоррупционного образования в учебную программу организована в России тоже в числе первых; и на прошедшем городском семинаре педагогов обществоведческих дисциплин с этим опытом ознакомились учителя соседних регионов. Новым Национальным планом противодействия коррупции поручено Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел изучить опыт иностранных государств по реализации антикоррупционных образовательных программ и до 1 октября 2010 года представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции соответствующий доклад. В связи с этим, наш учебно-методический комплекс был направлен Министру образования и науки РФ Фурсенко. Может быть, и наш опыт пригодится.

С целью популяризации темы противодействия коррупции в СМИ совместно с Департаментом массовых коммуникаций проводится конкурс «Борьба с коррупцией - дело каждого!», который проводится в рамках всероссийской акции, объявленной Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией».

Среди главных задач конкурса - активизация работы СМИ в направлении формирования нетерпимого к коррупционным проявлениям общественного мнения, освещение деятельности субъектов антикоррупционной политики, в том числе, институтов гражданского общества, привлечение СМИ к пропаганде правового воспитания и просвещения. Отдельной задачей конкурса является вовлечение в антикоррупционную работу жителей региона.

Итоги конкурса будут подведения 9 декабря 2010 года, в международный день борьбы с коррупцией.

 

Разработка методики проведения и создание постоянно действующей системы мониторинга распространённости коррупции и предрасположенности к ней населения области на основе изучения данных статистики, результатов антикоррупционных экспертиз, изучения уголовных дел.

К сожалению, в России до настоящего времени такой методики разработано и апробировано на практике не было, и данная тема для нашей страны остаётся неразработанной. На это указывает и соглашение между Россией и США в рамках президентской российско-американской комиссии о создании рабочей группы. Ею в течение полугода с участием неправительственных организаций будет выработан механизм по оценке состояния коррупции и выработке критериев её оценки с учётом российского и американского опыта. Нами были сделаны попытки выйти на участников этой группы, но ни в администрации Президента, ни заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности Михаил Игнатьевич Гришанков ничего определённого сказать не смогли. Руководитель Российского филиала международной общественной организации, возглавляющей борьбу против коррупции «Трансперенси Интернешнл (ТИ)» Елена Анатольевна Панфилова знает только, что эта рабочая группа пока не собиралась. В новом Национальном плане противодействия коррупции есть лишь поручение Правительству совместно со Счётной палатой РФ определить показатели для оценки эффективности реализации программ по противодействию коррупции.

Делая вывод, можно сказать, что на этот год остаётся задача консультируясь и консолидируясь с различными заинтересованными организациями федерального уровня, антикоррупционными организациями субъектов Российской Федерации, создать эту методику, которая бы унифицировала способ оценки, и выработать единые в России критерии оценки распространённости коррупции. Эта работа содействовала бы и решению задачи повышения имиджа и авторитета региона в проведении антикоррупционной политики.

 

Работа по повышению имиджа и авторитета региона в проведении антикоррупционной политики

К настоящему времени установлены контакты с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией», исследовательским фондом «Институт модернизации государственного и муниципального управления» (г. Москва), редакцией общероссийского журнала «Антикоррупционер» и другими организациями и структурами, активно занимающимися вопросами противодействия коррупции. Информация о работе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и предложение сотрудничества направлены также руководству фонда «Индем» (Г.А. Сатаров), в Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» (Е.А. Панфилова) и в ряд других структур.

В этих целях запланированы командировки в областные центры Приволжского федерального округа, в т.ч. и посещение ответственного за антикоррупционную политику в аппарате Полномочного представителя Президента России в ПФО.