«Юрий Воробьёв: Чтобы противостоять коррупции, нужно привести в порядок наши законы», газета «Парламент­ская газета» №21(2437) от 23.04.2010

 

Юрий Воробьёв: Чтобы противостоять коррупции, нужно привести в порядок наши законы

http://pnp.ru/upload/images/articles/21_2437_2010-04-23_1-foto_a_galeev-img_0827-copy-2.jpg

Этот трёхтомный сборник материалов о противодействии коррупции окажется хорошим подспорьем в работе законодателей, работников исполнительных органов власти. Издание подобных материалов будет продолжаться. фото Михаила НиловаВ редакции «Парламент­ской газеты» прошла встреча заместителя Председа­теля Совета Федерации Юрия Воробьёва с редколлегией и ведущими журналистами издания. Разговор состоялся долгий и обстоятельный. Обсуждались вопросы противодействия коррупции и апрельский Указ Президента России Дмитрия Медведева, которым были утверждены Национальная стратегия по противодействию коррупции и новый Национальный план действий в этом направлении. Гость редакции рассказал журналистам и о деятельности Совета Федерации в этой сфере. Выдержки из беседы мы публикуем сегодня.

 

Так когда же мы победим коррупцию?

Конечно, сегодня всех интересует, сколько времени потребуется, чтобы побороть коррупцию. Полагаю, что этим придётся заниматься долго. Вопросы противодействия коррупции ни в одной стране не удастся решить за год или за два и даже за пять лет. И вообще, в течение жизни одного поколения мы эту проблему не закроем, над ней должны работать несколько поколений граждан. Правильно говорят англичане: чтобы стать джентльменом, им нужно быть в нескольких поколениях. В целом же хочу подчеркнуть, что коррупция – это явление, которое неискоренимо в государстве, где есть власть и чиновники. Там злоупотребления властью будут присутствовать всегда. Вопрос, в какой мере это присутствует и насколько влияет на жизнь людей и деятельность институтов самого государства.

Нет никакого рубильника или кнопки в Кремле или в Совете Федерации, которые можно было бы нажать – и всё бы вдруг исчезло. Как нет и такого места, из которого исходит коррупция как явление. Оно присуще нам всем, людям, живущим в нашей стране, и прежде всего, конечно же, чиновничеству – от малого до великого. И потому бороться с ним очень сложно.

наша справка

Воробьёв Юрий Леонидович, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции, член Комитета по делам Севера и малочисленных народов, член Комиссии по национальной морской политике, член Комиссии по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения. Ю.Л. Воробьёв является представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области. Кандидат политических наук. Герой Российской Федерации, отмечен многими государственными наградами. До избрания в Совет Федерации работал первым заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

О политической воле и направлениях работы

Для противодействия коррупции есть несколько путей. Один из них – это путь принятия новых специальных правил игры, то есть правил жизни, законов. Поэтому законодательная тема здесь имеет огромное значение. Пока не будут приведены в соответствие требованиям антикоррупционной идеи наши законы, никаких позитивных сдвигов произойти не может. Следовательно, первое, с чего следует начинать, – с изменения законодательства. Впереди этого я поставил бы ещё политическую волю. Не изменится законодательство, если на то не будет политической воли. Такая воля сейчас есть, Президент Дмитрий Медведев поставил политическую задачу борьбы с коррупцией, и вот уже два года идёт процесс изменения российского законодательства. Процесс этот идёт не сам по себе, а в русле той международной практики и тех международных актов, которые уже существуют в мире. Мы приближаемся к тому, чтобы наше законодательство в полной мере соответствовало международным конвенциям, чтобы мы были полностью интегрированы в мировые правила противодействия коррупции. Поэтому, повторюсь, первое и главное – нужно привести в порядок наши законы.

А второе, конечно, надо добиться, чтобы они исполнялись. Но это произойдёт в том случае, если правоохранительные органы, с одной стороны, и обычные граждане, с другой, будут считать необходимым эти законы тщательно, по букве выполнять. А это непросто. Как мы знаем, правоохранительные органы сами подвержены коррупции, с ними требуется отдельная большая и кропотливая работа. Да и россияне, как простые граждане, так и люди, работающие во власти, недостаточно привиты от коррупционного изъяна, нет у них этого в культуре. Значит, надо менять нашу культуру, менять образ жизни, вносить изменения в законодательство, а правоохранительные органы должны за этим следить. И новые законы, конечно же, не должны иметь коррупциогенный характер.

 

О законодательстве

В принципе антикоррупционное законодательство уже существует. Есть даже закон об антикоррупционной экспертизе всех нормативно-правовых актов. Вопрос в том, насколько эта экспертиза эффективна, как этот инструмент работает. Пока неэф­фективно. Причина проста: экспертов, которые могли бы дать оценку качеству законов, сегодня недостаёт. В Совете Федерации мы уже провели два семинара по этому вопросу и видим необходимость обучения специалистов Правового управления, аппаратов комитетов и комиссий палаты. Да и самим членам Совета Федерации необходимы более подробные знания о проведении такой экспертизы.

Тем не менее подчеркну, что за последние два года в России проделана большая работа по изменению законодательства. Можно сказать, что сегодня есть достаточная основа, законодательная база для организации последовательной работы по искоренению коррупции в стране. Уже выпущен трёхтомный сборник материалов по противодействию коррупции, и будут выходить новые тома. Мы решили провести эту работу, потому что законодателям, работникам исполнительных органов власти, гражданам, преподавателям вузов необходимо дать в концентрированном виде все новые документы, которые появились в России за последние два года. Этот трёхтомник позволяет отслеживать, в каком состоянии находится сегодня законодательство в Российской Федерации, что сделано в области законотворчества. В первом томе сборника приводятся нормативно-правовые акты, касающиеся противодействия коррупции, по состоянию на 1 июля 2009 года. В нём уделено внимание правовому регулированию и совершенствованию стратегии и правовой базы борьбы с этим явлением. Второй том включает в себя нормативно-правовые акты по борьбе с коррупцией, начиная с Концепции административной реформы в России в 2006–2010 годах. Третий том посвящён основным международным конвенциям и иным документам в области противодействия коррупции.

 

Ключевой вопрос о кадрах

Существенная задача в борьбе с коррупцией – это, конечно, кадровая политика и работа с людьми. Здесь тоже уже многое урегулировано, в частности приняты указы, которые предполагают определённые дополнительные ограничения для государственных служащих, их ответственность за предоставление информации, которую они дают в своих справках и декларациях. Закон также предусматривает, что государственный служащий обязан, что впервые сделано в законодательстве Российской Федерации, сообщать в соответствующие органы о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. А если он этого не сделает, то может быть уволен с государственной службы.

Сегодня у многих россиян это вызывает улыбку. Я это понимаю. Мы не привыкли к такой практике, и сегодня эти нормы с трудом входят в нашу жизнь. Но если мы перешагнём через границу Российской Федерации, окажемся, скажем, в Германии или Швейцарии, то увидим, как там население активно в вопросах соблюдения законодательства и своих законных прав. Там граждане эти права и законы активно защищают. Сегодня и российское законодательство впервые в столь явной форме продемонстрировало тенденцию к привлечению граждан к борьбе с коррупцией.

Иногда небольшой чиновник столько зла делает людям своей невнимательностью, чванливостью, злоупотреблением своим положением, на что не способен и более высокий чин. Поэтому кадровая политика – очень важная тема. Здесь нужен не только контроль за доходами, но сейчас предлагают и расходы контролировать. Возникает потребность в большой и разумной воспитательной и пропагандистской работе. Тут, конечно, средства массовой информации играют очень большую роль. Вопросы воспитания в человеке честности, порядочности, отвращения к злоупотреблению служебным положением, бытовому хамству, цинизму и лицемерию решаются сначала в семье, потом в школе, а затем в дальнейшем образовательном и воспитательном процессе. И если мы этот момент упустим и скажем, что это неважно, а важно лишь поменять законы, то мы ничего не добьёмся.

Хотим мы этого или нет, но нам всё равно придётся заниматься нашими детьми, чтобы получить результат. Если мы говорим одно, думаем другое, а делаем третье, то всё равно из такого воспитания ничего хорошего не получится. Дети понимают, что расходятся дела и слова. Конечно же, правильный воспитательный процесс должен быть организован не только чтением лекций и рассказов, что такое хорошо, а что такое плохо, но и прежде всего положительным примером старших. Поэтому второе важное условие после совершенствования законодательства, я считаю, – это работа с людьми, это кадровая политика, это воспитание соответствующей культуры. Без этого никакой борьбы с коррупцией не получится.

 

Об информационной политике

Мы сейчас живём в совсем ином мире, чем жили наши отцы и деды, и мы прекрасно понимаем, какую роль сегодня играет информация. Управляя информацией, можно получить и удержать власть, можно начать и закончить войну, можно уничтожить человека и можно сделать его знаменитым. Информация сегодня – это очень сильное оружие и средство для достижения цели. Для управления этой информацией существуют современные технологии, которые сегодня более эффективны, чем печатные издания. Мы ещё помним, какое внимание в Советском Союзе уделялось информационной политике. К сожалению, сегодня в этой области нет достаточно эффективных рычагов управления информацией, что связано с объективными причинами. Общество хочет быть свободным, поэтому любые ограничения часто воспринимаются как недемократичные и поэтому не используются, хотя ограничения, конечно, нужны.

Я считаю, в вопросе противодействия коррупции информационная политика сегодня очень важна. Мне кажется, что не важно, сколько человек посадят, а важно, сколько и какой информации о борьбе с коррупцией получит общество и каким образом её подадут средства массовой информации. Шестого апреля прошло очередное заседание Совета при Президенте по противодействию коррупции. Были приняты Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы. В обоих документах есть указание на то, что власти должны всячески содействовать средствам массовой информации в вопросах противодействия коррупции. Конечно, не написано, каким образом и что нужно делать, это вопрос творческий, но всё-таки не всегда нужно просто лишь приводить негативные примеры и статистику, а наоборот, иногда следовало бы привести и положительные примеры.

Недавно я смотрел некую передачу по ТВ, и её ведущий начал с того, что все коттеджи, которые понастроили коррупционеры, надо снести. Дескать, если с этого начинать борьбу с коррупцией, то дело пойдёт. Но ведь цель общества и государства – сделать людей богатыми, чтобы они имели возможность зарабатывать честно, а их достаток обеспечивал им нормальную жизнь и нормальный отдых. Если мы поставим цель ограничивать достаток граждан только во имя борьбы с коррупцией и скажем, что богатство – это плохо, то основные цели нашего государства, нашего общества мы поставим под сомнение. Поэтому мы не будем бороться с богатством. Если человек живёт хорошо – слава богу, лишь бы он честно свои деньги зарабатывал. Нет и не должно быть цели сегодня уничтожить богатых. Сегодня цель – не допустить, чтобы день­ги зарабатывались незаконно, нечестно, надо, чтобы чиновники не злоупотребляли своим положением, чтобы они создавали условия для развития любого человека. В этом их задача.

Государство не может быть успешным, если каждый гражданин не будет стремиться стать богатым. А к чему ещё будут стремиться люди? Понятно, материальный стимул ещё никто не отменял и не отменит. Один из известных философов говорил о том, что главная проблема нравственности – это правильно сформулировать отношение государства и человека к частной собственности. Защитив частную собственность, вы можете сегодня сделать революцию в государстве, люди станут жить свободно. Но частная собственность – это не разбитое корыто, не развалина, перекосившийся дом. Это хороший дом, где живёт семья, где есть тёплая печь, есть двор. И мы к этому должны стремиться.

Поэтому хочу подчеркнуть, что борьба с коррупцией – это всесторонняя работа по улучшению общества, человека. И если мы не добьёмся этой цели, то нам никогда не удастся улучшить жизнь в нашей стране. Только технологии этого не дадут, самое главное – человеческий фактор.

 

О результатах борьбы с коррупцией

Мы зафиксировали, что коррупция сегодня – колоссальная проблема для нашего государства. Она перерастает в проблему злоупотребления властью, проблему противостояния или, по меньшей мере, взаимоотношений между властью и людьми в государстве. Эта тема очень сложная, и глубоко мы занимаемся ею последние два года. Не знаю, насколько сегодня можно дать положительную оценку сделанному, хотя, поверьте, сделано немало. Есть результаты или нет? Эту оценку давать не нам, но не думаю, что они очень заметны. Особенно на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов.

Недавно мы проводили выездное заседание Комиссии законодателей по противодействию коррупции и проверяли, как в Вологодской области реализуются антикоррупционные законы и нормативные акты, как работают там органы власти, прокуратура, представители министерства юстиции, правительство и законодательные органы. Нам для обобщения был нужен положительный опыт в противодействии коррупции в регионах. Комиссия приняла рекомендации, позволяющие, опираясь на них, развернуть антикоррупционную деятельность в субъектах Российской Федерации на примере Вологодской области. Борьбу с коррупцией нельзя спланировать в одной точке и на долгие годы. Здесь надо идти шаг за шагом, от этапа к этапу, каждый раз тщательно выверяя, что можно ещё сделать. Но надо всё время двигаться вперёд. Развить движение в нужном направлении – это очень сложная задача. Работа эта не механическая, и не просто исправление чего-то написанного. Это исправление нашего мышления. И поэтому этим нужно заниматься долговременно. Эта работа должна стать политической традицией, переходить от одного руководителя к другому и быть его постоянным желанием достичь каких-то результатов, которые можно наметить на определённом участке пути.

В субъектах Российской Федерации недостаточно развёрнута работа по противодействию коррупции, а на муниципальном уровне не все ещё активно включились в неё. Как можно решить эту проблему? Преодолеть её нужно разъяснением, информационной поддержкой. На уровне субъектов Федерации нужно вести более эффективную работу, в том числе по планированию этой деятельности. Мы в Совете Федерации поставили своей целью сотрудничать с законодательными собраниями регионов, через них запустить этот механизм. Мы хотим, чтобы законодательное собрание начало играть более весомую роль. Для этого нужно включить инструменты парламентской деятельности, в частности инструменты парламентского контроля. Закон о парламентском контроле пока ещё не появился на свет. Но его принятие будет усиливать роль парламентов в субъектах Федерации.

Может быть, точно так же нужно говорить о муниципалитетах. Знаете, сколько у нас сегодня чиновников работает в муниципалитетах? 300 тысяч человек. Депутатов местных советов ещё 240 тысяч. Полмиллиона человек на местном уровне реализуют политику государства, непосредственно соприкасаясь с гражданами – в деревне, в посёлке, в провинциальном городе. Если бы мы могли мобилизовать эти полмиллиона людей только на муниципальном уровне, если бы они были активными проводниками политики государства, представляете, какой был бы эффект? Вот задача, которую надо решать.

 

О работе Совета Федерации

Совет Федерации принял и успешно реализует план мероприятий по противодействию коррупции на 2009–2010 годы. Кроме того, Комиссия Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции на 2010 год приняла свой план работы. В обоих документах предусмотрены организационные и законодательные меры по противодействию коррупции. В Совете Федерации ведётся мониторинг антикоррупционного законодательства, проводятся парламентские слушания, «круглые столы», семинары, конференции. Кроме того, Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности ведётся подготовка законопроекта в части урегулирования порядка предоставления членами обеих палат Федерального Собрания сведений о доходах. И, наконец, начато проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов.

В апрельском Указе Президента России, посвящённом противодействию коррупции, в основном даны поручения федеральным органам исполнительной власти. Вместе с тем некоторые из мероприятий, обозначенных в нём, можно использовать в работе палаты, и это произойдёт. Прежде всего речь идёт о разработке Плана мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2011 год с учётом положений Национальной стратегии, утверждённой Указом Президента России. В нём будет предусмотрено более широкое освещение в СМИ информации о законодательных и организационных мероприятиях по противодействию коррупции, сведения о деятельности комитетов и комиссий, Аппарата Совета Федерации, документов и материалов по антикоррупционной тематике.

Будет также обобщаться практика рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции, и будут приняты меры по повышению результативности и эффективности работы с ними. Целесообразным представляется организовать на парламентских меро­приятиях рассмотрение вопросов в сфере противодействия коррупции, например, обсудив развитие правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в этом направлении. Важными для обсуждения представляются и такие темы, как развитие нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, участие России в международных антикоррупционных мероприятиях и обобщение практики организации проведения антикоррупционной экспертизы в Совете Федерации.

 

О коррупции в МВД

Естественно, мы ожидаем, что в результате реформы МВД должна уменьшиться коррупционная составляющая. Мы в Совете Федерации поддерживаем идею, выдвинутую Президентом России Дмитрием Медведевым по реформированию органов внутренних дел. Эта проблема давно назрела, но реформу надо проводить вдумчиво. У нас, к сожалению, милиция долгие годы находилась вне внимания общества. И сегодня на неё общество обратило внимание. Под воздействием этого внимания и критики со стороны СМИ реформа МВД может быть более эффективной. Надо всё время информационно поддерживать этот процесс, тогда он пойдёт ещё глубже и мы получим результат.

 

О доверии власти

Очень важной представляется тема доверия власти. Я, как член Совета Федерации, думаю, что это огромное пространство для работы современных политиков в Российском государстве. Сегодня если достигается какой-то высокий уровень доверия, то скорее всего это касается отдельных лиц, отдельных политических деятелей. Что же касается доверия гражданина власти, то оно должно начинаться с таких представителей, как милиционер, чиновник в ЖЭКе, работник органов соцобеспечения. Я полагаю, что необходимо сформулировать специальную государственную программу, которая была бы направлена на усиление доверия граждан к власти. Это огромная и очень важная задача, которую надо решать и поднимать в средствах массовой информации.