«Экономический кризис способствует развитию коррупции», официальный сайт Совета Европы www.coe.int

 

Экономический кризис способствует развитию коррупции

В октябре этого года Группа государств против коррупции (ГРЕКО) отметила свое десятилетие. Ниже мы приводим интервью президента ГРЕКО Драго Коса, опубликованное на официальном сайте Совета Европы www.coe.int.

http://www.anti-corrupcioner.ru/files/editor/drago_kos.jpg– Какие основные факторы способствуют в настоящее время развитию коррупции в Европе?

– Во-первых, это экономический кризис. Находясь в среде, пораженной экономическим кризисом, люди склонны забывать о нормах, которым они привыкли соответствовать. Во-вторых, это слабая политическая воля. Есть страны, где политики не воспринимают борьбу с коррупцией всерьез. И, в-третьих, Европейский Союз мог бы определенно делать больше для борьбы с коррупцией.

Просто говорить о коррупции недостаточно. Необходимо принимать реальные меры к тому, чтобы снизить ее уровень. Полностью устранить ее мы не сможем, это ясно, но сократить можем. Я слишком часто слышу заявления о том, что если где-то и есть коррупция, но только не около нас, а она может быть везде. Ни одна страна или организация не имеет против нее иммунитета, и все должны что-то делать. И лучше всего, если каждый человек лично начнет играть в этом свою роль.

– Каковы основные успехи, достигнутые ГРЕКО за последнее десятилетие?

– Большое количество стран стали членами ГРЕКО. У нас теперь 46 членов и 47-й – вероятно им будет Беларусь – на подходе. Есть основания полагать, что к нам присоединится также Сан-Марино.

ГРЕКО способствовала внесению изменений не только в законодательства своих стран-членов, но даже в их конституции. В основном изменения касались таких областей, как специальные методы расследования, свобода информации или неприкосновенность.

Часто ГРЕКО вносила и практические изменения. В европейских странах реализуется все больше национальных стратегий по борьбе с коррупцией и появляется все больше специальных антикоррупционных институтов. Многое было сделано в области предотвращения коррупции в государственном секторе.

Так что мы можем быть удовлетворены тем, что делает Совет Европы, и думаем, что другие европейские институты должны признать, что наша организация все еще является первопроходцем в этой области.

– Не думаете ли Вы, что, несмотря на принятие законов, для их проведения в жизнь отсутствует реальная политическая воля?

– Обычно подготовка и принятие закона являются самыми легкими этапами работы. Проблемы начинаются сразу после этого, когда вы переходите к таким вопросам, как изыскание средств для специальных антикоррупционных институтов для найма сотрудников или обеспечения их ресурсами и инструментами для расследований.

– Эффективно ли международное сотрудничество в борьбе с коррупцией?

– В отдельных областях – да. Например, в области установления норм, а также в таких отдельных специфических областях, как проведение совместных расследований в рамках Европейского Союза. Но в целом здесь не хватает организации, которая возглавила бы эту работу. Так что сотрудничество развивается хорошо, но есть еще много способов его совершенствования в дальнейшем.

Я не вижу какой-либо особой роли Европейского Совета в мониторинге антикоррупционной работой. Однако я убежден, что Европейский Союз мог бы усилить свои успехи в борьбе с коррупцией. В его распоряжении имеются такие важные инструменты, как, например, процесс вступления новых членов. Более того, внутренняя законодательная среда Комиссии позволяет хотя бы попытаться усилить борьбу с коррупцией, сначала в ЕС, а затем и за его пределами.

– Какие правонарушения встречаются чаще всего?

– По историческим причинам самыми распространенными правонарушениями остаются дача и получение взяток. Законодательные средства для борьбы с такими новыми видами преступлений, как частный подкуп, продажа своего влияния, правонарушения или мисдиминор в финансировании политических партий, еще недостаточно хорошо разработаны по сравнению с тем, чем мы располагаем для борьбы с классическим взяточничеством.

– Достаточно ли делают правительства для борьбы с коррупцией в области финансирования политических партий?

– Мы это увидим через несколько месяцев. При проведении третьего раунда нашей оценки мы решили сосредоточить свои усилия на степени прозрачности финансирования политических партий, и я должен сказать, что мы были приятно удивлены желанием сотрудничать и открытостью, проявленными странами-членами, принявшими участие в этой работе.

Через несколько месяцев мы получим первые доклады о реализации наших рекомендаций и сможем сделать выводы о том, как много удалось сделать.

Я уже сейчас могу сказать, что в странах возникнут определенные проблемы с реализацией некоторых наших рекомендаций. Пока выводы нашего мониторинга согласовывались на техническом уровне. Теперь дело за политиками, они должны решить, будут ли, и если будут то как, менять законодательство и практику, чтобы обеспечить выполнение наших рекомендаций. Интересно будет посмотреть, что получится.

– Достаточно ли строги санкции за коррупцию для того, чтобы ее предотвращать?

– Почти во всех случаях предусмотренные в Европе санкции соразмерны, убедительны и эффективны, и это означает, что они имеют достаточную карательную силу, чтобы эффективно предотвращать коррупцию. Но в некоторых странах появляются проблемы, когда эти санкции надлежащим образом не применяются.