«Экономический кризис способствует развитию коррупции»,
официальный сайт Совета Европы www.coe.int
Экономический кризис способствует развитию коррупции
В октябре этого года Группа государств против коррупции (ГРЕКО) отметила свое
десятилетие. Ниже мы приводим интервью президента ГРЕКО Драго Коса,
опубликованное на официальном сайте Совета Европы www.coe.int.
–
Какие основные факторы способствуют в настоящее время развитию коррупции в
Европе?
– Во-первых, это экономический кризис. Находясь в среде, пораженной
экономическим кризисом, люди склонны забывать о нормах, которым они привыкли
соответствовать. Во-вторых, это слабая политическая воля. Есть страны, где
политики не воспринимают борьбу с коррупцией всерьез. И, в-третьих, Европейский
Союз мог бы определенно делать больше для борьбы с коррупцией.
Просто говорить о коррупции недостаточно. Необходимо принимать реальные меры к
тому, чтобы снизить ее уровень. Полностью устранить ее мы не сможем, это ясно,
но сократить можем. Я слишком часто слышу заявления о том, что если где-то и
есть коррупция, но только не около нас, а она может быть везде. Ни одна страна
или организация не имеет против нее иммунитета, и все должны что-то делать. И
лучше всего, если каждый человек лично начнет играть в этом свою роль.
– Каковы основные успехи, достигнутые ГРЕКО за последнее десятилетие?
– Большое количество стран стали членами ГРЕКО. У нас теперь 46 членов и 47-й –
вероятно им будет Беларусь – на подходе. Есть основания полагать, что к нам
присоединится также Сан-Марино.
ГРЕКО способствовала внесению изменений не только в законодательства своих
стран-членов, но даже в их конституции. В основном изменения касались таких
областей, как специальные методы расследования, свобода информации или
неприкосновенность.
Часто ГРЕКО вносила и практические изменения. В европейских странах реализуется
все больше национальных стратегий по борьбе с коррупцией и появляется все больше
специальных антикоррупционных институтов. Многое было сделано в области
предотвращения коррупции в государственном секторе.
Так что мы можем быть удовлетворены тем, что делает Совет Европы, и думаем, что
другие европейские институты должны признать, что наша организация все еще
является первопроходцем в этой области.
– Не думаете ли Вы, что, несмотря на принятие законов, для их проведения в жизнь
отсутствует реальная политическая воля?
– Обычно подготовка и принятие закона являются самыми легкими этапами работы.
Проблемы начинаются сразу после этого, когда вы переходите к таким вопросам, как
изыскание средств для специальных антикоррупционных институтов для найма
сотрудников или обеспечения их ресурсами и инструментами для расследований.
– Эффективно ли международное сотрудничество в борьбе с коррупцией?
– В отдельных областях – да. Например, в области установления норм, а также в
таких отдельных специфических областях, как проведение совместных расследований
в рамках Европейского Союза. Но в целом здесь не хватает организации, которая
возглавила бы эту работу. Так что сотрудничество развивается хорошо, но есть еще
много способов его совершенствования в дальнейшем.
Я не вижу какой-либо особой роли Европейского Совета в мониторинге
антикоррупционной работой. Однако я убежден, что Европейский Союз мог бы усилить
свои успехи в борьбе с коррупцией. В его распоряжении имеются такие важные
инструменты, как, например, процесс вступления новых членов. Более того,
внутренняя законодательная среда Комиссии позволяет хотя бы попытаться усилить
борьбу с коррупцией, сначала в ЕС, а затем и за его пределами.
– Какие правонарушения встречаются чаще всего?
– По историческим причинам самыми распространенными правонарушениями остаются
дача и получение взяток. Законодательные средства для борьбы с такими новыми
видами преступлений, как частный подкуп, продажа своего влияния, правонарушения
или мисдиминор в финансировании политических партий, еще недостаточно хорошо
разработаны по сравнению с тем, чем мы располагаем для борьбы с классическим
взяточничеством.
– Достаточно ли делают правительства для борьбы с коррупцией в области
финансирования политических партий?
– Мы это увидим через несколько месяцев. При проведении третьего раунда нашей
оценки мы решили сосредоточить свои усилия на степени прозрачности
финансирования политических партий, и я должен сказать, что мы были приятно
удивлены желанием сотрудничать и открытостью, проявленными странами-членами,
принявшими участие в этой работе.
Через несколько месяцев мы получим первые доклады о реализации наших
рекомендаций и сможем сделать выводы о том, как много удалось сделать.
Я уже сейчас могу сказать, что в странах возникнут определенные проблемы с
реализацией некоторых наших рекомендаций. Пока выводы нашего мониторинга
согласовывались на техническом уровне. Теперь дело за политиками, они должны
решить, будут ли, и если будут то как, менять законодательство и практику, чтобы
обеспечить выполнение наших рекомендаций. Интересно будет посмотреть, что
получится.
– Достаточно ли строги санкции за коррупцию для того, чтобы ее предотвращать?
– Почти во всех случаях предусмотренные в Европе санкции соразмерны, убедительны
и эффективны, и это означает, что они имеют достаточную карательную силу, чтобы
эффективно предотвращать коррупцию. Но в некоторых странах появляются проблемы,
когда эти санкции надлежащим образом не применяются.