Так начиналась история  библиотеки. К сравнению, в 1965 году ее фонд увеличился до 15000 единиц хранения, количество читателей составило около 700.

Полувековая история библиотеки создавалась силами  двух  директоров: Погодиной Фаине Григорьевны и Кирилловой    Галины Андреевны, по четверти века отдавшим административно-хозяйственной  работе в библиотеке;  коллективу специалистов, ставших мастерами своего дела. Но, самое главное, история библиотеки складывалась  из судеб ее читателей.

Готовясь к юбилею, мы обратились к отчетам о деятельности библиотеки со дня ее основания. И никогда бы не подумали, что сухие цифры и строки отчетов могут так живописно и ярко восстановить картину жизни страны, нескольких поколений.

В отчетах  60-70х гг. живой раной звучит боль   воспоминаний читателей – инвалидов ВОВ  о войне, о товарищах, о себе. Среди наших читателей – участники и инвалиды войны:  Барков В.Н., Соколова П.А., старый большевик Ермолаев С.С., капитан в отставке н.А. Касаткин.

Большую ценность сегодня представляет и  уникальная информация о   личной переписке читателя – инвалида, бывшего летчика  ВОВ Николая Григорьевича Белоголового  с писателем Константином Симоновым; о  встречах читателей с артисткой драматического театра Лией Ефимовной  Радиной, рассказывающей тогда о своих военных дорогах с артистической группой Соловьева-Седого и  истории создания песни «Вечер на рейде».

Это устные журналы и диспуты  с ведущими преподавателями ВУЗов  о достижениях науки, об освоение космоса. На протяжении долгих лет постоянным читателем был Владимир Ильич Белозерцев, доктор философских наук, зав кафедрой философии Политехнического института, постоянный участник  библиотечных конференций и лекций.

 Это и самодеятельные  музыкальные и поэтические  вечера, это и идеи наставничества на производстве, и плеяда читающих семьей, и очереди на «говорящую книгу» в 4- 5 месяцев, и игры в клубе веселых и начитанных.

На страницах отчетов встречается и  восточная  дипломатия  первого директора Фаины Григорьевны  Погодиной, которая позволила ей в списке пропагандистских  мероприятий к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, успешно добиться  отдельных меблированных  комнат для каждой библиотеки-передвижки.

И все это мирно соседствовало с пропагандой марксизма- ленинизма, книг Л.И.Брежнева и пропагандой Победы Великого Октября.

В целом, пусть на сегодняшний взгляд и слегка наивная, но полная жизнь, где люди шутили, жадно познавали мир, и не унывали. А, самое главное, имели  искреннее стремление к возвышенной мечте, которого уже не будет  у наших современников.

Отчеты конца 80-начало 90 годов еще раз доказывают,  какую серьезную роль в снятие социального напряжения играла  специальная библиотека. Это были громкие чтения актуальной  социальной информации, организовывались консультации юристов и социальных работников, оказывалась  личная помощь каждому незрячему, обратившемуся в библиотеку.

Безусловно, перечень услуг современной библиотеки гораздо шире, чем двадцать  лет назад.

Сегодня, областная  специальная библиотека- это среда социализации, интеграции и реабилитации инвалидов по зрению.

Фонды литературы на специальных носителях информации, аудиоматериалы, необходимое тифлотехническое оборудование служат осуществлению важнейшей функции специальной библиотеки для слепых – формированию особой среды для незрячего пользователя.
 Основная часть универсального фонда – это книги, изданные по системе Брайля (более 15 тысяч); «говорящие книги» на аудиокассетах и компакт-дисках (более 84 тысяч); электронные издания (около 250); рельефно-графические пособия. В настоящее время в фондах библиотеки находится около 120 тысяч единиц хранения. Ежегодно фонды библиотеки пополняются на 5-7 тысяч единиц хранения. В структуру библиотеки входит два филиала и 15 библиотек-пунктов при территориальных отделениях ВОС. В 2009 году в процессе участия спецбиблиотеки в «Губернском книжном экспрессе»  открылось еще 15 библиотек-пунктов.

Специалистами библиотеки проводятся семинары для библиотекарей-общественников и массовых библиотек МО Ульяновской области  по обучению работе с незрячими читателями, рекомендации по интегрированному библиотечному обслуживанию инвалидов, мастер-классы для незрячих по освоению реабилитационных тифлосредств.

В специальной библиотеке 2001 читатель, а это значит, что у библиотекарей 2001 единица индивидуального обслуживания.

Ежегодно в библиотеке проходят практику студенты, обучающиеся на специальности «социальный работник». Они помогают в изготовлении тифлопособий, тактильных книг, наглядных пособий, обучающих игр для незрячих детей.

Большая работа проводится совместно  с городской организацией Всероссийского общества слепых. Каждую неделю в литературной гостиной библиотеки проводятся книжные выставки, «громкие чтения», диспуты.

Проводятся праздники для детей-инвалидов, учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих. Для учащихся фармацевтического колледжа ведётся работа по созданию электронной библиотеки медицинских книг.

В рамках 4 Всероссийского турнира самодеятельных поэтов Всероссийского общества Слепых «Поэтическое ристалище» (в Ульяновской области мероприятие  проходило впервые) в библиотеке была организована встреча главного редактора журнала «Наша жизнь» В.Д. Бухтиярова с активом читателей.

В 2009 году в рамках Декады Белой трости на базе библиотеки состоялся  круглый стол «Роль специальной библиотеки для слепых в период становления инклюзивного образования: проблемы и перспективы».

Ульяновская областная специальная библиотека для слепых  является инициатором многих творческих конкурсов и праздников для людей с ограниченными возможностями, автором методических пособий и рекомендаций по  продвижению книги в среду незрячих, активным участником проектов и профессиональных конкурсов.

Но останавливаться на достигнутом не приходится.

С 2008 года в библиотеке открыт электронный читальный зал для улучшения качества информационного обслуживания как незрячих, так и инвалидов других категорий.

На базе электронного читального зала, в рамках реализации ОЦП «Развитие библиотечного дела Ульяновской области», действует компьютерный клуб, где незрячие и слабовидящие обучаются основам компьютерной грамотности, учатся работать с офисными и речевыми программами, ведётся консультирование по работе с программами электронного доступа. В библиотеке создано компьютерное рабочее место незрячего специалиста, в рамках благотворительной программы совместно с компанией ITECH.

Ведущая роль специальной библиотеки в оперативном информационном сопровождении  ребенка с нарушением зрения и его родителей, в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями, диктует   и новые требования и возможности библиотеки в образовательном процессе слепых и слабовидящих. Фонд адаптированной литературы не всегда соответствует возросшим информационным потребностям пользователей. В первую очередь это касается литературы для студентов, краеведческой, детской литературы. Это создает предпосылки для начала самостоятельной издательской деятельности.

По мнению директора областной библиотеки для слепых Г.А.Кирилловой, издательская деятельность библиотек для слепых - одно из важнейших направлений работы, т. к. позволяет в полной мере учесть потребности незрячих пользователей нашего региона. Решение этого вопроса  нам представляется в создание на базе библиотеки Центра оперативной полиграфии учебных изданий для слепых и слабовидящих.

Очевидно, что книга и чтение в жизни слепых и слабовидящих является одним из средств компенсации  утраты зрения. Как сожалению сегодня, наблюдается тенденция к резкому снижению числа брайлистов. По утверждению, Галины Андреевны, библиотека ведет активную пропаганду брайлевского чтения, т.к. это единственная возможность незрячего ребенка  сохранить  грамотность.

Реабилитационная направленность пронизывает всю деятельность библиотек для слепых. Так, в библиотеке открылся и успешно работает семейный клуб по интересам  «Два крыла». Это дает возможность незрячим людям не только получать информацию, но и самоутвердиться, проявить инициативу, творческие способности, наладить социальные контакты.

Еще одно  перспективное  направление в деятельности библиотеки - это социкультурный проект зрячим о незрячих «Покажи мне свой мир». Основная идея проекта  -  продвижение в общественном сознании  понимания реальных  духовных потребностей  и возможностей людей с полной или частичной потерей зрения, принципов и условий независимой жизни незрячих.

Это социальная программа  дает возможность рассказать зрячим о незрячих, ближе прикоснуться к их миру и предметному быту. Организованные в рамках проекта циклы  библиотечных мероприятий «Уроки добра»   стали востребованными  в организации внеклассных уроков в общеобразовательных школах города Ульяновска.

Но, по-прежнему, самым главным  в библиотеке является ее читатель. Жизнь и общественная деятельность многих из них достойна восхищения и общественного внимания, говорит Галина Андреевна.

В 2010 году в год Учителя в РФ  библиотека планирует  издание  поэтического  сборника  Виктора Александровича  Хабарова, самобытного поэта- ульяновца, незрячего учителя  истории в спецшколе для слепых. Это интересная творческая судьба. Виктор Александрович - член драматической студии общества слепых, блестящий  чтец, главный интеллектуал  турниров КИСИ, которые были популярны среди инвалидов по зрению. При жизни его стихи  не издавались, но много переписывались от руки и пользовались большой известностью. Мы издаем его сборник в 4хформатах: по Брайлю, аудио и электронный  формат, плоскопечный крупный шрифт.

 Анатолий Иосифович Колдаков – физик-математик, единственный  в области настоящий тифлопедагог, профессионал по работе со слепыми детьми, по сей день активнейший читатель спецбиблиотеки.

Николай Александрович Калябин, единственный незрячий педагог, работающий в общеобразовательной массовой школе, уникум, человек, который сам в совершенстве освоил компьютерные технологии и сегодня  ведет большую работу по продвижению информационных технологий в среду незрячих.

Николай Кузьмич Антонов –  неугомонный деятель, историк, учитель, автор многих методических пособий и статей, яркий опыт и  пример того, как может незрячий  полностью  реабилитироваться.