АНАЛИЗ

 отраслевой системы оплаты труда в  областных государственных муниципальных учреждениях культуры и  образования

 

1.Нормативная база

 

          Для организации перехода на отраслевую систему оплаты труда приняты постановления Правительства Ульяновской области:

- от 29.04.2008 №8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений»,

- от 10.10.2008 №422-П «О порядке определения окладов (должностных окладов) и установления размеров базовых окладов  (базовых должностных окладов) работников областных государственных учреждений по общеотраслевым профессиям рабочих и должностям служащих»,

- от 20.10.2008 г №440-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных  учреждений культуры Ульяновской области»,

- от 18.08.2009 №353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области» (применяется для образовательных учреждений культуры: областной детской школы искусств и областных средних специальных учебных заведений).

Переход на отраслевую систему оплаты труда работников государственных учреждений  культуры осуществлён с 01 января 2009 года.

Минимальный базовый оклад с 01.01.2009 года для работников областных государственных учреждений установлен в размере 3000 рублей.

 

2.Характеристика отраслевой системы оплаты труда

 

С введением отраслевой  системы оплаты труда принципиально изменён подход к установлению размера заработной платы работника, который  зависит от диапазона профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, от  уровня образования и  квалификации конкретного работника, от сложности и объёма работы, от качества и результативности труда.

Таким образом,  заработная плата конкретного работника зависит от реальных результатов работы учреждения в целом, от достижения конечных количественных и качественных показателей предоставления государственных услуг.

Введённая система оплаты труда работников областных учреждений культуры учитывает специфику отрасли и  направлена на решение следующих основных задач:

- повысить мотивацию специалистов к качественному результату труда;

- создать условия для привлечения высококвалифицированных кадров;

- повысить производительность труда и  провести оптимизацию численности;

- повысить прозрачность системы оплаты труда.

В процессе перехода на новую систему оплаты труда и реализации норм отраслевой системы оплаты труда Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области решён целый комплекс вопросов, в том числе:

1. Предусмотрен  в структуре фонда оплаты труда работников учреждения стимулирующий фонд, в том числе за счёт оптимизации численности.

2. Издан приказ  Департамента от 18.12.2008 №414 «Об утверждении плановых показателей эффективности деятельности и размера надтарифного фонда оплаты труда областных государственных учреждений на 2009 год», которым размер годового фонда оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры  и  размер стимулирующей его части увязан с объёмом государственных услуг, предоставляемых соответствующим учреждением.

3. Приняты локальные  нормативные акты государственными учреждениями культуры, связывающие определение видов, размеров, условий и порядок применения стимулирующих выплат с учётом критериев, позволяющих оценивать результативность и качество труда работника.

В каждом  областном государственном учреждении культуры принято по согласованию с профсоюзным комитетом учреждений «Положение об условиях и порядке применения выплат компенсационного  и стимулирующего характера».

К выплатам стимулирующего характера отнесены:

- надбавки за напряжённость, интенсивность труда;

- надбавки за стаж работы (выслугу лет) от 5 до 15 процентов должностного оклада  в зависимости от стажа работы по профилю  с целью закрепления специалистов;

- доплаты за наличие учёных степеней кандидата наук или доктора наук 10 или 20 процентов должностного оклада соответственно;

- надбавки за почётные  звания, названия которых начинаются со слов «Заслуженный», «Народный» 10 или 20 процентов должностного оклада соответственно;

- надбавки, отражающие особенности деятельности отдельных учреждений и отдельных категорий работников: 10-15 процентов должностного оклада  за применение в работе соответственно одного или двух иностранных языков, 6 процентов работникам областной библиотеки для слепых, до 10 процентов руководителям и специалистам учреждений, выполняющим функции методических центров;

- надбавки за качественные показатели;

- надбавки   руководителям и специалистам  учреждений  культуры,  распо-ложенных в сельских населённых пунктах;

- персональные надбавки;

- премиальные выплаты (поощрительные выплаты по результатам труда).

 

 

3.Результаты перехода на отраслевую систему оплаты труда

 

            Введение с 01 января 2009 года отраслевой  системы оплаты труда позволяет обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры и образования, в первую очередь квалифицированных специалистов, и является основой для решения задач по повышению доступности и качества услуг, которые должны соответствовать современным потребностям населения области.

1. В процессе проведения аттестации и при формировании штатных расписаний на основе отраслевой системы оплаты труда на 01.01.2009 г сокращено 90,4 единиц, в том числе за счёт приведения в соответствие с нормами труда  и исключения дублирования должностей (профессий).

2. Повышение оплаты труда работников по основному месту работы способствует сокращению работ по внутреннему совместительству и оптимизации количества рабочих мест, ликвидации избыточного числа постоянно вакантных ставок.

На 01.01.2009 года по областным государственным учреждениям количество вакансий составляло 368,55 ставок. На 01.10.2010 года – за 9 месяцев количество вакансий сократилось до 241,6 ставок (сокращено 127 ставок).

На сегодняшний день продолжается оптимизация штатной численности в областных учреждениях культуры.  Экономия фонда оплаты труда от оптимизации штатной численности остается в учреждении и включается в фонд выплат стимулирующего характера.

3. В структуре фонда оплаты труда областных  учреждений культуры на 2009 год размеры должностных окладов составляет 70%, фонд стимулирующих выплат  в среднем составляет 21%, компенсационные выплаты - 9%.

4. Значительно расширены права руководителя учреждения в части принятия решений по оплате труда работников, возможности материально стимулировать высокоэффективный труд работников на основании критериев оценки качества труда.  

Тем не менее, необходимо отметить, что качество управления, в том числе эффективное использование средств, направленных на оплату труда не всегда соответствует   целям отраслевой системы труда.

В отдельных учреждениях в условиях невыполнения производственных планов, показатели которых являются основными критериями установления выплат стимулирующего характера, своевременно не пересматриваются выплаты работникам учреждений за качественные показатели, не производится снижение размера надбавки за качественные показатели работы отдельным работникам.

Проверки ведомственного контроля выявляют следующие нарушения норм отраслевой системы оплаты труда: осуществляются выплаты надбавок, не утвержденные локально-нормативными актами областных учреждений, не соблюдаются сроки установления надбавок (например, выплата  единовременного поощрения за выполнение особо  срочных работ производилась ежемесячно, при этом выполненная срочная работа не конкретизировалась, период в приказе не указывался), превышаются размеры поощрительных выплат, предусмотренных Положением об условиях и порядке применения выплат компенсационного и стимулирующего характера и некоторые другие.

5. При переходе на отраслевую систему оплаты труда с 2009 года в среднем, рост объёма средств, предусмотренных на оплату труда работников областных учреждений  культуры, на 2009 год составил 42,3%  от уровня 2008 года, что позволило довести среднюю заработную плату за январь - сентябрь 2009 года по государственным областным учреждениям:

-  культуры до 7500,3 рублей, рост от уровня средней заработной платы за 2008 год составил 36,8 % (2008 год -  5481,4 рублей), в том числе по категориям работников:

- руководители (директора, заместители директоров, начальники отделов)– 35,3%  (11462,3 рублей);

- специалисты -  25,9%   (7315,8 рублей), в том числе:

- основной персонал (научные сотрудники, библиотекари, методисты, артисты) – 28,5%  (7557,4 рублей);

- вспомогательный персонал (бухгалтеры, экономисты, программисты, инженеры и др.) – 30,6%  (6517,2 рублей);

- рабочие (гардеробщики, дворники, уборщики, сантехники, электрики и пр.)– 55,4%   (5365,8 рублей).;

- образования до 9584,3 рублей, рост от уровня средней заработной платы за 2008 год составил 45,7 % (2008 год -  6578,7 рублей), в том числе по категориям работников:

- руководители (директора, заместители директоров, начальники отделов)– 58,9%  (15308,2 рублей);

- специалисты -  46,2%   (10701,9 рублей), в том числе:

- основной персонал (педагоги) – 47%  (11301,8 рублей);

- вспомогательный персонал (бухгалтеры, экономисты, программисты, инженеры и др.) – 32,9%  (4968,2 рублей);

- рабочие (гардеробщики, дворники, уборщики, сантехники, электрики и пр.)– 52,7%   (4968,2 рублей) –доведение до МРОТ.

 

6.  Рост заработной платы специалистов основного персонала по видам деятельности областных учреждений культуры составил:

- педагоги – 47% (11301,8 рублей)

- специалисты досуговых учреждений -69,4 %(5968 рублей)

- научные сотрудники музеев– 28,9 %(6384,0 рублей)

- библиотекари – 24% (7010,7 рублей)

- артисты -25% (10337,3 рублей)

 

7. Во всех муниципальных образованиях Ульяновской области принято Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, за исключением МО «г. Новоульяновск». В МО «г.Новоульяновск» – заработная плата начисляется по ЕТС, действующей до 01.01.09, не осуществляется дифференциация оплаты труда различных категорий работников в зависимос­ти от качества работы (доводится оплата работников с 1 до 13 разряда ЕТС до 4330 рублей), т.е. наблюдаются элементы  «уравниловки».

Фонд оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры Ульяновской области на введение отраслевой системы оплаты труда увеличен в среднем на 28,9% по сравнению с утвержденным на 2008 год (оплата труда на основе ЕТС).

Стимулирующие выплаты в структуре фонда оплаты труда муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования  составляют от 1% (музеи) до  16,9% (детские школы искусств).

В учреждениях культуры муниципальных образований Ульяновской области сокращено 45,5 ставок. Сокращение ставок связано в первую очередь с приведением в соответствие  с нормами  труда, объемами выполнения работы и должностными обязанностями персонала при формировании штатных расписаний на 2009 год по муниципальным учреждениям культуры.

Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования за истекший период 2009 года составила:

- детские школы искусств -8942,0  рублей, что на 29,1% выше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (6926 рублей);

- клубы – 5764,0 рублей, что на 20,3% выше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (4395 рублей);

- музеи – 5830,0 рублей, что на 13,3% выше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (5145,0 рублей);

- библиотеки – 5939 рублей, что на 25% выше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (4751 рублей).

В МО «г. Новоульяновск» средняя заработная плата в 2009 году снизилась до 5235,9 рублей и составляет 95% от уровня заработной платы 2008 года (в 2008 году средняя заработная плата по МО «г. Новоульяновск» составляла 5486,7 рублей). Снижение заработной платы произошло за счет увеличения численности списочного состава и сокращения вакантных ставок. В 2009 году фактическая численность -74 человека, в 2008 году – 69 человек.

За 9 месяцев 2009 года фонд оплаты труда работников учреждений культуры МО «г. Новоульяновск» составил 4270,7 тыс. руб., что на 4,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (4044,6 тыс. руб.). Рост фонда оплаты труда позволяет только доводить заработную плату до МРОТ.  

Изменение с 01.01.2009 года системы оплаты труда работников учреждений сферы культуры Ульяновской области реально отражается в объемах предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

Например, количество книговыдач в областных и муниципальных библиотеках  за 9 месяцев 2009 года вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (9 месяцев 2009 г – 8082,1 тыс. экз., 9 месяцев 2008 г. – 7997,7 тыс. экз.). Необходимо отметить, что по областным государственным учреждениям рост показателей составил 5%, по муниципальным образованиям – 0,6%.

Количество клубных формирований в областных и муниципальных клубах за 9 месяцев 2009 года вырос на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (9 месяцев 2009 г – 3693, 9 месяцев 2008 г. – 3673), в том числе 24,6% по областным государственным учреждениям, 0,5% по муниципальным.

 Количество участников в  клубных формированиях выросло на 4%  (9 месяцев 2009 г – 52076 человек, 9 месяцев 2008 г. – 49901 человек).

            В целях дальнейшего повышения эффективности, результативности и качественного     применения норм отраслевой системы оплаты труда работников в учреждениях культуры и образования необходимо продолжить разработку локальных актов, направленных на определение объемов работы по каждой должности и профессии штатной численности, в том числе: должностные инструкции; положения о структурных подразделениях; проведение фотографии рабочего места;    определение перечня и видов выполняемых работ по профессиям рабочих, применение межотраслевых норм выполняемой работы  и закрепление их локально-нормативными актами.                





Скачать...