ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ

 

 

 

Руководителям органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

21 мая с.г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол" на тему «Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития: правовые основы и правоприменительная практика".

На "круглом столе" обсуждались вопросы соблюдения требований, статьи 7 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", предусматривающей обязательность культурных аспектов в государственных программ развития, разрабатываемых органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней и проведение их экспертизы группами специалистов в области культуры.

В работе «круглого стола» приняли участие заместитель Министра культуры Российской Федерации Е.Э. Чуковская, заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития России Г.Ч. Махакова, директор Департамента Генерального секретариата Минкультуры России Ю.А. Шубин, Генеральный директор    государственного    академического    Большого    театра России  А.Г. Иксанов, Генеральный директор Российской государственной библиотеки

B. В. Фёдоров, а также другие деятели культуры и искусства, представители регионов, видные ученые.

Направляем рекомендации, принятые по итогам работы "круглого стола", в которых есть предложения в адрес органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                               А.С. ДЗАСОХОВ

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему «Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития: правовые основы и правоприменительная практика»

 

 

Участники «круглого стола, всесторонне обсудив тему «Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития: правовые основы и правоприменительная практика»,  отмечают следующее.

Правительство Российской Федерации объявило инвестиции в человеческий капитал «ключевым приоритетом бюджетных расходов". Это предусматривает повышение государственной ответственности за сохранение и развитие культуры в нашей стране как важнейшего фактора формирования человеческого капитала и перехода к инновационному обществу.

Культура находится в центре общества. Это область, где создаются ценности, оказывающие огромное воздействие на современные процессы экономической и социальной модернизации. Данное положение закреплено в статье 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1, которая гласит о том, что в государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития обязательно должны учитываться культурные аспекты.

В этой же статье Закона заложен механизм ее реализации: государственные программы развития должны подвергаться "обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней". Следовать норме этой статьи Закона, значит, понимать какой потенциал содержит сама культура при реализации государственных программ развития, и как она может воздействовать на положительную или отрицательную их динамику. Тем самым указанная статья Закона обязывает воспринимать культуру, как важнейший ресурс общественного развития, локомотивом которого выступает государство, формирующее программы развития.

На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с законодательством разработаны и реализуются федеральные, региональные и муниципальные программы развития культуры и искусства.

Наиболее полно аспекты культуры учтены и финансово обеспечены в программах Москвы и Санкт-Петербурга, Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Хакассии. В программах Забайкальского, Краснодарского и Ставропольского края, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Московской, Костромской, Саратовской, Свердловской и Рязанской области, Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах и ряде других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, практика применения статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре формирования и реализации федеральной целевой программы «Культура России» находит отражение в субъектах Российской Федерации. Однако говорить о том, что она охватила все регионы и муниципальные образования, не приходится. В связи с этим, представляется целесообразным, чтобы Министерство культуры Российской Федерации с участием других заинтересованных организаций уже в текущем году проанализировало состояние дел в области формирования и реализации программ по вопросам культуры и искусства, принятых органами  законодательной  и  исполнительной  власти субъектов

Российской Федерации. Это связано с тем, что до настоящего времени на федеральном и региональном уровне не имеется полноценной информации о разработке, реализации и эффективности программ сохранения и развития культуры. Аналитические выводы по этой теме должны стать достоянием органов государственной власти всех уровней, предметом рассмотрения учреждений культуры, творческих союзов, объединений и организаций.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), сфере культуры отводится "ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний".

При этом повышаются требования к профессиональным кадрам, "включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества".

В указанной Концепции содержится раздел 5 под названием «Развитие культуры и средств массовой информации». В нем определяется цель государственной политики в сфере культуры - это развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. При этом принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при ее реализации до 2020 года становится децентрализация управления отраслью.

Одновременно одно из ключевых положений Концепции, касающееся реализации государственной политики в сфере культуры, устанавливает совместную ответственность всех уровней власти за ее осуществление. В практической деятельности это предусматривает определенную  синхронизацию  работы  органов  исполнительной и законодательной власти всех уровней по вопросам сохранения и развития культуры, и усиление информационной составляющей.

Участники «круглого стола», исходя из базовых принципов, обозначенных в законодательстве Российской Федерации, решениях Правительства Российской Федерации, констатируют:

на федеральном уровне основополагающим документом, отражающим проблему обязательности культурных аспектов в государственных программах развития, является федеральная целевая программа «Культура России»;

на уровне субъектов Российской Федерации - региональные программы сохранения и развития культуры;

на уровне муниципальных образований - программы городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.

Вместе с тем, указанные государственные программы сохранения и развития культуры, аналогичные программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не подвергаются обязательной, гласной и независимой экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней. Требования статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 регулярно не исполняются в первую очередь органами государственной исполнительной власти -министерствами, ответственными за разработку и принятие государственных программ развития. Игнорирование этой статьи уже привело к негативным последствиям: так, в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации отсутствуют ясно выраженные меры преодоления кризиса в сфере культуры, что идет вразрез с принятым пониманием культуры в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Отмечая важность обсужденной темы, а также в целях повышения ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за неукоснительное соблюдение требований статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:

 

1. Правительству Российской Федерации:

1.    Рассмотреть вопрос о включении в перечни дополнительных показателей, отражающих осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочий, вопросы культурной деятельности, программ по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

2.    Поручить Министерству культуры Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, другим заинтересованным министерствам и ведомствам, принять меры по упрочению связей государственного аппарата с существующим экспертным сообществом в сфере культуры и искусства, и сформировать постоянно действующий институт независимой и гласной экспертизы государственных программ экономического, экологического, социального, национального развития.

 

 

2. Министерству культуры Российской Федерации:

 

1. Разработать Стратегию развития культуры в Российской Федерации с учетом приоритетных направлений культурной политики, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

2.      Принять срочные меры по разработке и утверждению на уровне Правительства Российской Федерации пакета антикризисных мер в сфере культуры в качестве дополнения к существующей Программе антикризисных мер, которые должны быть подвергнуты независимой и гласной экспертизе с точки зрения культурных аспектов.

3.      Учесть при разработке проекта федерального закона о культуре следующие положения:

сохранение государственной гарантии обязательности культурных аспектов в федеральных государственных программах развития и аналогичных программах субъектов Российской Федерации;

проведение мониторинга принятых государственных программ, содержащих культурные аспекты, в целях выявления степени и характера воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры.

4. Провести мониторинг правоприменительной практики статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, и о результатах проинформировать Федеральное Собрание Российской Федерации, органы государственной власти всех уровней, творческие союзы, объединения и организации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

Сопровождать разрабатываемые государственные программы развития прогнозом социально-экономических и социально-культурных последствий их реализации в порядке, предусмотренном статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

 

4.    Министерству регионального развития Российской Федерации:

Осуществить разработку Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года во взаимодействии с Министерством культуры Российской Федерации и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

 

5.   Органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

1.    При разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований в приоритетном порядке предусматривать выделение капитальных вложений на укрепление и развитие материально-технической базы организаций культуры и искусства.

2.  Рекомендовать при разработке государственных программ развития, целевых программ сохранения и развития культуры и искусства подвергать их обязательной экспертизе в порядке, предусмотренном статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

3. Определить нормативно-правовыми актами порядок проведения экспертизы региональных программ экономического, экологического, социального, национального развития группами специалистов в области культуры.