Доклад Директора Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области Т.А. Ившиной «Об основных направлениях стратегического развития культуры Ульяновской области до 2012 года»

 

1.     Введение

 На расширенном заседании Губернаторского совета 27 февраля Губернатором было представлено своё видение развития региона: Стратегия развития Ульяновской области до 2012 года. В этом докладе было отмечено большое значение культуры, осознание её как одного из приоритетных региональных проектов.

Дмитрий Анатольевич Медведев в своем выступлении на V Красноярском экономическом форуме говорил о необходимости продолжения реализации тех проектов, которые были инициированы два-три года назад и необходимой концентрации в ближайшие годы на основных направлениях, на своеобразных четырёх «и»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.

К сфере культуры – сфере, которая рассматривается как важная часть общего развития страны, эти слова имеют самое прямое отношение.       

Ещё прежним руководством страны – В.В. Путиным был задан вектор развития культуры в целом в выступлении на заседании Госсовета: «Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям». Вопрос развития традиционной культуры обсуждался как вопрос национальной безопасности и целостности Российского государства.

В апрельском послании Президента к Федеральному собранию, наряду с экономическими приоритетами, был сделан акцент на развитии и поддержке библиотек, в связи с общей информатизацией общества и необходимостью решать вопросы доступности информации для населения России.

Предоставление грантов лучшим творческим коллективам с 2005 года на уровне Президента России и федерального правительства, стало важным примером для регионов по государственной поддержке профессионального искусства.

Даже не став национальным проектом, культура, по факту, стала одним из приоритетных направлений развития страны.

На региональном уровне признано, что инвестиции в человека невозможны без инвестиций в культуру.         Правительство Ульяновской области, работая в направлении развития экономики региона, серьёзно рассматривает необходимость одномоментных, существенных и системных вложений в сферу культуры, потому что это реальные вложения в человеческий капитал.

 

2. Анализ – оценка ситуации на 1 января 2005 года

 На начало 2005 года, по основным показателям деятельности учреждений культуры ситуация достигла критической отметки: практически полное отсутствие инвестиций в культуру, аварийное состояние зданий учреждений культуры, устаревшее и непригодное к работе в современных условиях оборудование – всё это привело к длительному забвению, потере интереса к культуре и у власти, и у населения.

Так, число зданий культурно-досуговых учреждений, требующих капитального ремонта, в 2005 году составило 158; в аварийном состоянии находилось 9 клубов. То есть 167 клубов из 584 находилось в аварийном и предаварийном состоянии, а это почти каждый третий клуб. К тому же 160 клубов не отапливалось в течение всего отопительного сезона, и реализовывать свои творческие возможности коллективам самодеятельности приходилось в приспособленных помещениях школ и сельских администраций.

За последние 20 лет в большинстве учреждений культуры световое и звуковое оборудование выработало свой ресурс. Требовалось обновление кресел во всех концертных и зрительных залах, нуждались в замене 80% мебели, 60% музыкальных инструментов, 80% сценических костюмов и обуви, имеющихся в областных районных и сельских учреждениях культуры.

 Практически все сельские учреждения культуры и большинство областных нуждались в установке автоматической и охранно-пожарной сигнализации. На начало 2005 года только около 1% культурно-досуговых учреждений, около 2% библиотек и 30% детских школ искусств имели автоматическую пожарно–охранную сигнализацию.

Ещё в первом полугодии 2005 года в государственных музеях области имели место факты ухода сотрудников с постов вневедомственной охраны из-за отсутствия своевременной оплаты. В результате чего музейным работникам приходилось самим организовывать дежурства по охране государственных музейных коллекций. И для ликвидации данной чрезвычайной ситуации использовались средства резервного фонда Губернатора области.

Ярко иллюстрирует ситуацию тех лет и показатель доли поступления новых изданий в единый книжный фонд библиотек области, который в 2004 году составлял менее одного процента. В течение 5 лет с 2001г. при формировании бюджета для областных библиотек не было предусмотрено финансирование на приобретение литературы и подписку периодических изданий.

Жители области оказались в информационном вакууме без актуальной оперативной информации. Средняя обеспеченность автоматизированными рабочими местами в областных библиотеках составляло всего 7, то есть 10,0 тысяч читателей на одно место. И это в XXI веке – веке современных технологий! Не говоря уже о том, что в 1300 областных и муниципальных учреждениях культуры находилось около 30 компьютеров.

Жители отдалённых населённых пунктов Ульяновской области практически были лишены возможности видеть спектакли Ульяновских театров и концерты творческих коллективов: за год совершалось не более 50-60 выездных мероприятий.

Для четырёх государственных театров на постановки новых театральных спектаклей ежегодно выделялось – не более 100 тысяч рублей, и это при стоимости новой театральной постановки в 300 – 400 тысяч рублей.

Плохая техническая оснащённость, длительное отсутствие ремонта в областных театрах привели к тому, что в театральный сезон 2004 – 2005гг. из тысячи жителей области лишь 25 человек посещали театры.

Долгое время оставалось очень сложным положение творческих союзов, объединяющих деятелей литературы и искусства. Находилась под угрозой система предоставления мастерских для ульяновских художников. Договоры аренды «со скрипом» заключались на один календарный год. Прекратились закупки художественных произведений и других предметов материальной культуры  в фонды музеев. Книги местных авторов издавались от случая к случаю по воле высокопоставленных руководителей или спонсоров.

Количество кинопремьер в области в 2004 году снизилось до 10 в год, что повлекло за собой низкую посещаемость кинозалов. Всего 30 процентов жителей городов смотрели фильмы в кинотеатрах и не более 5 процентов в сельской местности. Половина киноустановок в области была ликвидирована. Таким образом, «важнейшее из искусств», по словам нашего известного земляка, пришло в упадок.

Накопились огромные задолженности по выплате заработной платы и по ряду компенсационных выплат работникам муниципальных и государственных учреждений культуры. Только по различным компенсационным выплатам за 1995–2004 годы задолженность составила более 2,5 миллионов рублей. Размер недоплаченных начислений на фонд заработной платы во внебюджетные фонды (пенсионный, соцстрах) составлял на 1 января 2005 года около 4,0 млн. рублей.

В принятом в январе 2005 года бюджете Ульяновской области был заложен фонд оплаты труда по отрасли «Культура» на десять месяцев. Зарплату работники культуры получили за весь год и даже декабрьскую в декабре 2005 года, но это стало возможным только благодаря увеличению доходной части областного бюджета и усилиям нового правительства. А средняя заработная плата по отрасли составляла всего 2 410 рублей.

Все эти показатели свидетельствуют о резко снизившемся интересе населения к культуре и искусству в целом и о кризисе в творческой культурной среде. В результате отсутствия государственной поддержки культуры выросло поколение, не посещающее концерты, спектакли, не приученное к систематическому чтению и художественному творчеству. Сегодня этому поколению 20-30 лет и именно им – будущим и настоящим родителям - сегодня наиболее важно объяснить значение культуры как основы формирования личности их детей.

 

3. Стабилизация ситуации в сфере культуры в 2005 – 2007гг.

 С приходом новой команды правительства Ульяновской области, пришло осознание необходимости выравнивания и стабилизации ситуации в сфере культуры и искусства. Именно изменения, произошедшие в сфере культуры за 2005 – 2007гг., являются следствием реализации на территории Ульяновской области системной государственной политики в сфере культуры.

Безусловно, главным показателем стабилизации ситуации является объем финансирования отрасли «Культура» за три года. Консолидированный бюджет культуры Ульяновской области в 2007 году составил 778 млн. рублей, в том числе бюджет областных учреждений культуры - 309 млн. рублей, бюджет муниципальных учреждений культуры - 469 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом консолидированный бюджет отрасли увеличился в 2 раза.

Процент финансирования отрасли «Культура» от консолидированного бюджета Ульяновской области увеличился с 2,77 в 2005г. до 3 % в 2007 году.

Доходы от предпринимательской деятельности учреждений культуры по сравнению с 2005 годом увеличились более чем на 40 процентов: с 45 млн. рублей в 2005 году до 65 млн. в 2007 году.

 В 2007 году привлечено средств в культуру Ульяновской области из федерального бюджета более 10 миллионов рублей, что в 3 раза больше, чем в 2005 году.

Усилия Правительства Ульяновской области были направлены на решение двух основных проблем в сфере культуры: повышение заработной платы (инвестиции в человека – творца) и модернизация учреждений культуры (инвестиции в инфраструктуру).

За эти годы в бюджет области закладывается не только 100% фонда оплаты труда, но и Правительством Ульяновской области предпринимаются серьёзные шаги по увеличению и расширению стимулирующих доплат и надбавок работникам культуры. В 2007 году размер надтарифной части фонда оплаты труда составил: более 25 % в областных государственных учреждениях культуры, и 10–13% в учреждениях культуры муниципальных образований.

Благодаря системе стимулирующих выплат средняя заработная плата работников культуры в Ульяновской области увеличилась с 2410 рублей в 2005г. до 3879 рублей в 2007г. А в государственных учреждениях культуры до 5600 рублей.

Работники областных государственных библиотек получают надбавку за статус методического центра от 30 до 40% должностного оклада. Работники районных библиотек получают надбавку за осуществление методических и координационных функций. Все библиотечные работники Ульяновской области имеют надбавки за стаж работы в размере от 10 до 40% должностного оклада. Сегодня средняя заработная плата библиотечных работников составляет от 4,5 тысяч в муниципалитетах до 6,0 в областных учреждениях.

Персонал областных театров получает надбавки от 25% фонда оплаты труда по должностным окладам в областном театре кукол до 40% в ТЮЗе. 150% надбавка выплачивается артистам областного драматического театра. Что позволило довести среднюю заработную плату артистов от 5 до 8 тысяч рублей в ТЮЗе и театре кукол и от 7 до 12  тысяч рублей в драматическом театре.

 Существенные надбавки выплачиваются артистам и персоналу в областной филармонии. Артисты Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» получают 45% надбавку от фонда оплаты труда по должностным окладам, и уже три года артисты симфонического оркестра получают ежегодный грант Губернатора Ульяновской области – 6,0 млн. рублей; артисты оркестра народных инструментов получают 30 % фонда оплаты труда по должностным окладам; артисты «Волга – Брасс квинтета» - 40 % фонда оплаты труда по должностным окладам. Таким образом, средняя заработная плата артистов в областной филармонии составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

С 01.07.2006 года к заработной плате музейных работников доплачивается от 10 до 40% должностного оклада за стаж работы; а сотрудникам Ленинского мемориала выплачивается 30% дифференцированная надбавка. Средняя заработная плата этой категории работников составила 5,6 тысяч рублей.

С 1.01.2008 года за стаж работы выплачивается надбавка от 10 до 40% должностного оклада работникам областных государственных учреждений культуры культурно-досугового типа. Благодаря этой надбавке средняя заработная плата этой категории работников составила около 5 тысяч рублей.

Применяются доплаты и надбавки в размере 25% к окладу специалистам учреждений культуры, распложенных в сельской местности. Также специалистам сельских учреждений культуры возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению в виде ежемесячной денежной выплаты в размере от 100 до 300 рублей. Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, гарантированно получают: ежемесячную денежную компенсацию в сумме 114 рублей за книгоиздательскую продукцию; возмещение расходов на содержание занимаемой жилой площади и возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению по фактическому использованию ресурсов. К 01.01.2008г. задолженность прошлых лет по этим компенсационным выплатам ликвидирована в сумме 2 миллионов рублей.

Принят Закон Ульяновской области от 08.11.2007г. № 168-ЗО «О внесении изменений в        закон Ульяновской области «Об образовании Ульяновской области»», в соответствии с которым с 01.09.2008г. молодым специалистам, проработавшим в муниципальных учреждениях культуры выплачивать единовременное пособие в размере:

1 год – 20,0 тыс. рублей

2 года – 40,0 тыс. рублей

3 года – 60,0 тыс. рублей

 Следующее, не менее важное направление, чем уровень оплаты труда – моральное стимулирование работников культуры.

В 2004 году государственную награду получил лишь один специалист. И эта статистика говорит нам не о том, что не было достойных, а о недостаточной заботе о своих специалистах органами управления культурой на местах. А за последние три года государственными наградами Российской федерации были награждены 21 человек, и уже за три месяца 2008 года получили государственные награды 4 человека. Только за 2007г. и за три месяца 2008года ведомственные знаки и награды вручены 83 работникам культуры и искусств.

С 2007 года для специалистов культуры и искусства введено звание «Заслуженный работник культуры Ульяновской области». Это звание присуждено уже шести специалистам, пять из которых – работники сельской культуры.

Стимул к дальнейшей успешной деятельности приобретается и в ходе профессиональных конкурсов – театральный конкурс «Лицедей», конкурс «Лучший библиотечный работник», «Лучший кинозал». Впервые в этом году состоится конкурс «Лучший музейный работник».     Достойной наградой стали Премия имени А. А. Пластова – 28 000 рублей за достижение в изобразительном искусстве; Литературная премия имени И.А. Гончарова – 50 000 рублей.

Впервые в 2007г. состоялось вручение Губернаторских премий «За достижения в сфере культуры и искусства» в размере 15,0 тысяч рублей, посвящённых областному празднику – Дню работников культуры в Ульяновской области, которые вручены педагогам ДШИ Г.И.Велигжаниной и Л.В.Аверкиевой.

 На решение второй проблемы – модернизацию учреждений культуры и укрепление материально-технической базы, - в эти годы были направлены усилия и областной, и муниципальной власти. Также, впервые за последние 20 лет, появились серьезные инвестиции Ульяновского бизнеса в сферу культуры.

В 2005 году на ремонты учреждений культуры было затрачено 14,8 миллионов рублей, что составило всего 3,8% от консолидированного бюджета отрасли.

 В 2006г. средства увеличились на 53,2% (более чем в два раза), и составили 21,5 миллионов рублей, то есть 4,2% консолидированного бюджета отрасли.

 А в 2007 году по отношению к 2006 году затраты на проведение ремонтных работ в учреждениях культуры возросли более чем в 6,5 раз и составили 148,1 миллионов рублей. По отношению к общему бюджету отрасли это составило 19 процентов. Практически каждый пятый рубль вкладывался в материальную базу учреждений культуры. Значит, вкладывался в создание условий для культурного обогащения и развития человека!!!

Усилия областного правительства нашли поддержку и понимание в муниципальных образованиях. Из затраченных 148,1 миллионов рублей - 55,6 миллионов рублей было выделено на ремонт муниципальных учреждений культуры и 83,5 миллионов рублей на ремонт областных государственных учреждений культуры.

 Грандиозным событием 2007 года для всех жителей Ульяновской области и, особенно, для любителей театрального искусства, стал ремонт двух областных и Димитровградского муниципального театров. Со времени последнего ремонта помещения Ульяновского драматического театра прошло более 40 лет. Более того, малая сцена театра не функционировала более 15 лет.

Средства на ремонтно-реставрационные работы малой сцены и основного здания Ульяновского областного драматического театра имени И.А. Гончарова (зрительный зал и фойе 1 и 2 этажа, фасад и кровля) были выделены из областного бюджета в сумме 53,0 миллионов рублей, а также собственно заработанные средства театра (1,5 млн. рублей). Ремонтно-реставрационные работы прошли на высоком уровне и в рекордно короткие сроки (с июня по декабрь 2007г.), в том числе благодаря профессионализму строительной фирмы «Ульяновскспецпроект-реставрация» (директор И. Машков).

 На ремонт областного театра кукол им. В.М. Леонтьевой из областного бюджета выделены средства в сумме 4,8 миллиона рублей. Поддержка государством детского театра, а значит, решение проблем воспитания подрастающего поколения, не осталась без внимания со стороны ульяновского бизнеса. Более двух миллионов рублей было проинвестировано в создание детского театрального кафе, детского игрового городка, в создание и оформление музея « В гостях у сказки». Все эти мероприятия состоялись благодаря всемерной поддержке  Попечительского Совета театра, которым было привлечено 1 миллион 200 тысяч рублей дополнительных средств.

Инвестиции бюджетных средств в театральные учреждения стали инвестицией в человеческий капитал - в жителей Ульяновской области. Эффективность вложений доказывает тот факт, что средняя наполняемость, например, зала Ульяновского театра драмы возросла с 36% в 2004 году до 92% в театральном сезоне 2007-2008 года.

В рамках ОЦП «Развитие культуры села как механизм формирования конкурентоспособности муниципальных образований Ульяновской области» произведены ремонтные работы в Димитровградском драматическом театре имени А.Н. Островского. На это выделено 4,0 миллиона рублей из областного бюджета и 9,0 миллионов рублей выделено муниципальным бюджетом. Всего 13 миллионов рублей. К слову, зданию Димитровградского театра драмы в текущем году исполняется 100 лет. В течение века ни разу в здании не проводилось капитального ремонта, и почти 40 лет не было даже косметического! 

 Ни разу в течение почти ста лет не проводилось реставрационных работ на доме - памятнике И.А.Гончарова – здании краеведческого музея и Доме Языковых.

В 2007 году благодаря финансовой поддержке руководства области и средствам, привлечённым из федерального бюджета, были осуществлены проектные и проведены реставрационно-восстановительные работы на:

- Доме-памятнике И.А. Гончарову (федеральный бюджет – 3,5 млн. руб., областной – 0,9 млн. руб.).

- Доме Языковых, (федеральный бюджет - 1 млн. руб., областной –1,3 млн. рублей).

- Доме-музее И.А. Гончарова (областной бюджет 0,4 млн. руб.).

 Для решения проблем по улучшению материально – технической базы учреждений культуры использовались все возможности. Это областные и федеральные средства, средства муниципалитетов и привлечение инвестиций частного бизнеса. Если в 2005 году сумма привлечённых средств, помимо областного бюджета составила 2,3 млн. рублей, то в 2007 году она составила более 15,0 млн.

Государственная политика по поддержке учреждений культуры позволила предпринимателям – производственникам по-новому взглянуть на проблемы сельских учреждений культуры. Чувство социальной ответственности перед своими односельчанами проявилось в финансировании ремонтных работ практически «мёртвых» сельских домов культуры. Благодаря предпринимателям,  работающим в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях, были газифицированы и отремонтированы дома культуры в селах Приморское и Старая Сахча Мелекесского района, в селе Ясашная Ташла Тереньгульского района, в селе Новые Тимерсяны Цильнинского района, Районный дом культуры в г. Инза и культурно-досуговый центр молодёжи в р.п. Базарный Сызган. В модернизацию учреждений культуры бизнесменами было вложено от 1,5 до 3,0 миллионов рублей в каждое здание.

 По статистическим данным в России на 1000 городов всего 156 театров для детей. В нашем областном центре находятся два из них. Особенно важно, что второй театр – Театр юного зрителя - появился в нашей области три года назад. Благодаря приобретению суперсовременного сценического оборудования ТЮЗа за счёт средств областного бюджета, стоимостью 3,0 миллиона рублей, сегодня наш театр смог стать самой технически оснащённой театральной площадкой области и поволжского региона. 20 тыс. детей посещают ежегодно спектакли нашего «Небольшого» театра. Сам факт существования Театра юного зрителя в культурном пространстве территории нашей области осуществляет преемственность формирования театральной культуры человека (театр кукол – ТЮЗ – театр драмы).

 Не только здания учреждений культуры нуждаются в ремонте и реставрации. Без современной техники и технологий в государственных и муниципальных учреждениях культуры невозможно оказывать конкурентоспособную услугу в сфере культуры. Частные кинозалы и культурно-развлекательные центры активно внедряются в культурное пространство наших городов и сёл. Безусловно, без модернизации деятельности клубов, библиотек, школ искусств, музеев привлечь детей, подростков, да и людей среднего возраста становится практически невозможно. Именно поэтому за последние три года приоритетными являются вложения в основные средства учреждений культуры.

За счёт средств областного бюджета в рамках ОЦП «Развитие культуры села как механизм формирования конкурентоспособности муниципальных образований Ульяновской области» 14 учреждений культуры муниципальных образований области оснащены техникой на сумму 766,0 тыс. рублей (акустическая аппаратура, музыкальное звукоусилительное оборудование, мультимедийная аппаратура, музыкальные инструменты).

В 8 раз увеличилось количество компьютеров в учреждениях культуры с 30 единиц в 2005 году до 200 в 2007 году. Сегодня все государственные учреждения культуры, большинство органов исполнительной власти в сфере культуры муниципальных образований, около 5 процентов муниципальных учреждений культуры имеют выход в Интернет.

За последние три года кардинально изменилось отношение государственной и муниципальной власти к проблеме обеспечения противопожарной безопасности учреждений культуры. Более 20,0 млн. рублей за три года было потрачено на противопожарные мероприятия в учреждениях культуры.

Но для полного решения данной проблемы, а также для обеспечения антитеррористической безопасности наших учреждений культуры как мест массового пребывания людей, предстоит сделать ещё очень много.

Сегодня мы можем говорить о государственных гарантиях обеспечения сохранности музейных коллекций области.

Начиная с 2006 года, осуществлялась не только своевременная оплата услуг вневедомственной охраны государственных музеев (3,6 млн. руб.), но и была погашена вся позорная кредиторская задолженность в сумме 2,4 млн. рублей. И ежегодно в бюджеты музеев сейчас закладываются не только средства на охрану, но и на приобретение и установку современных систем безопасности. Более того, ежегодно привлекаются средства из федерального бюджета на эти цели (от 0,5 до 1,5 млн. руб.).

 Активная финансовая поддержка Правительства Ульяновской области способствовала упрочению положения театров и концертных организаций, творческих союзов, сохранению и развитию творческого потенциала профессионального искусства.

2006-2007 годы стали годами гарантированного включения расходов на постановку новых спектаклей и музыкальных программ, т.к. в 2006г. было выделено 1,5 млн. рублей, а в 2007 году предусмотрено 2 млн. рублей на эти цели. Эти средства позволили ежегодно выпускать 13 – 16 новых спектаклей в год. А это способствовало увеличению почти в 2 раза показа спектаклей: с 676 в 2005г. до 1 030 спектаклей в 2007 году, и на 20% увеличения количества обслуженных зрителей со 136,8 тысяч человек в 2005г. до 172,7 в 2007г.

О развитии театрального и музыкального профессионального искусства, влекущего за собой возросший интерес населения и востребованность этих видов искусства, свидетельствует ежегодно увеличивающееся количество зрителей на одну тысячу населения. Так, в 2006г. из 1 тысячи жителей области театр посетили 180 человек, к 2008г. их число увеличится до 200 зрителей. Наши намерения - и впредь создавать условия для дальнейшего развития театрального искусства в регионе - позволяют нам предположить, что к 2012 году из тысячи жителей области театры посетят около 250 человек, то есть рост составит порядка 40 %.

Такая динамика развития за три года повлияла и на увеличение доходов от уставной деятельности театров. Доход от показа спектаклей по итогам 2007 года составил 11 миллионов 525 тысяч рублей, а это в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.

Благодаря капитальным вливаниям бюджетных средств укрепились позиции Ульяновского драматического театра как коллектива, способного организовывать театральные форумы высокого уровня. Сегодня на ульяновскую сцену с удовольствием приезжают столичные театры, и даже зарубежные коллективы.

 

Создание благоприятных условий развития театров региона дало толчок для зарождения театрального фестивального движения.

 

За последние два года в нашей области прошло три масштабных фестиваля. Это и Всероссийский фестиваль «Театр и его время», посвященный 220-летию Ульяновского областного драматического театра. Областные фестивали театров Ульяновской области «Лицедей - 2007» и «Лицедей - 2008». I Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», где зрители смогли увидеть спектакль «Обломов» МХТ им. А.П. Чехова, а на малой сцене экспериментальный спектакль молодых актёров из США «Бродвей на троих».

Ульяновский зритель с нетерпением ждёт I Всероссийские театральные встречи «Рампа Ильича» и II Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», которые пройдут в 2008г.

Позитивные тенденции, происходящие в регионе, накопленный опыт, выражающийся в высоком уровне и масштабе мероприятий и культурных событий на Ульяновской земле замечены на федеральном уровне.

Так на проведение в 2008г. II Всероссийского фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» запланировано потратить 800,0 тысяч рублей из федерального бюджета. Так же средствами федерального бюджета, а это 1,0 миллион рублей, будет оплачена постановка «Обыкновенной истории» И.А. Гончаров. Три постановки по произведениям Гончарова станут программой гастролей Ульяновского драматического театра Большом драматическом театре в Санкт – Петербурге. Половину гастрольных расходов – порядка 2,0 миллионов рублей планируется оплатить из средств федерального бюджета. Таким образом, около 4,0 миллионов рублей федеральных средств будет привлечено только на развитие театрального искусства в 2008 году.

А ближайшие годы, развивая театральное движение, мы планируем проведение фестиваля детских театров Приволжского федерального округа.

 Положительные результаты преобразований ощутили на себе и библиотеки Ульяновской области.

Если в бюджете 2005 года для областных библиотек не было предусмотрено финансирование на приобретение литературы и подписку периодических изданий, для чего из резервного фонда Губернатора было выделено 800,0 тыс. рублей; то в бюджете 2006 года гарантированной статьёй были предусмотрены средства в размере 1 млн. 900 тыс. рублей на подписку периодических изданий и оплату кредиторской задолженности за подписку 2005 года. 700 тыс. рублей предусмотрено на комплектование трёх региональных библиотек.

В бюджете 2007 года стабильность комплектования фондов подтверждена выделением 3 млн. рублей, из которых 1,1 млн. рублей предусмотрено на приобретение новых книг и 1,9 млн. рублей на периодические издания, а в 2008г. эта сумма составит более 3 миллионов рублей: 1 миллион 125 тысяч рублей на приобретения новых книг и 1 миллион 965,5 тысяч рублей на периодические издания.

Рост поступления новых изданий в единый книжный фонд ярко иллюстрирует стабильность ситуации в библиотечном деле Ульяновской области: 2004 год – новых поступлений 0,9% от общего количества книг в библиотеке; 2006г. – 1,4%; 2007г. – 1,6%. Впервые с 2008г. на комплектование фондов придёт федеральное финансирование.

Развитие человеческого капитала региона необходимо начинать с инвестиций в юное поколение. Одной из приоритетных задач для нас является развитие детского чтения. Для этого привлекаются средства частного бизнеса. Сейчас уже подготовлены необходимые документы по созданию Фонда поддержки детских  и школьных библиотек, Председателем которого станет Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области С.И. Морозов.

Мы стремимся принимать весь лучший российский опыт по поддержке и развитию библиотечного дела, но у нас достаточно положительных наработок, и самим есть о чём рассказать. И не случайно Ульяновск выбран Библиотечной столицей. Более тысячи представителей российских библиотек в мае 2008 года  прибудут в Ульяновск на Всероссийский библиотечный конгресс.

 Решая серьёзные задачи по развитию библиотечного дела на территории области в 2007 году при поддержке федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг.» Ульяновская область вошла в число участниц мегапроекта «Модельные сельские библиотеки». 5 сельских районов области получили возможность открытия модельных библиотек.

В 2007г. на реализацию данных проектов выделено 1 млн. 586 тысяч рублей из федерального бюджета. На территории 5 муниципальных образований Ульяновской области Карсунского, Барышского, Сенгилеевского, Мелекесского, Тереньгульского районов созданы модельные библиотеки. В этих библиотеках произведены качественные ремонты. Каждая модельная библиотека приобрела: 2 компьютера, многофункциональный офис-центр (МФУ- принтер-сканер-ксерокс), модем, 1000 книг, 200 CD-R и DVD.

Качество библиотечного обслуживания  в модельных библиотеках позволило за период с ноября 2007 по март 2008 года увеличить посещаемость и книговыдачу в 2,5 – 3 раза.

Мы не остановились на этом, и приняли областную целевую программу «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области в 2008-2010гг.». Реализация программы позволит сделать модельной каждую пятую библиотеку. Благодаря программе в каждое муниципальное образование придёт от 2 до 4 миллионов рублей.

 Среди достижений 2005-2007гг. следует отметить изменение положения творческих союзов, объединяющих деятелей литературы и искусства.

Благодаря поддержке Губернатора Ульяновской области 2006 год стал отправной точкой в государственной поддержке книгоиздательской деятельности. В 2006 году было выделено 1,5 млн. рублей на книгоиздательскую деятельность и издано 11 книг ульяновских авторов. В 2007г. это уже 3 миллиона рублей, на которые издано 35 книг. В 2008 году эти средства увеличены до 4,5 млн. рублей. В марте состоялся конкурс и утверждён перечень 32 рукописей ульяновских авторов к изданию в 2008 году. Ежегодно до 2012 года средства, предусмотренные на книгоиздание, будут увеличиваться. Причём они будут направлены и на подготовку и издание серьёзных монографий и научных исследований.

Программа поддержки ульяновских авторов решает важнейшую задачу пополнения книжных фондов публичных и школьных библиотек.

Кроме этого за счёт средств областного бюджета гарантированно издается  журнал «Мономах». Вновь начали выходить в свет литературные альманахи «Карамзинский сад» и «Литературный Ульяновск».

 В последние годы развёрнута широкомасштабная помощь региональному отделению Союза художников России со стороны Губернатора и правительства Ульяновской области.

В конце прошедшего года за счёт средств областного бюджета были закуплены художественные произведения Ульяновских художников. Общая сумма расходов  на эти цели составила более 1 миллион рублей. Благодаря такой поддержке Ульяновский художественный музей получил возможность пополнить свои фонды работами современных художников – профессионалов. Некоторые работы дополнят уже имеющиеся небольшие коллекции картин, другие положат начало созданию новых коллекций, откроют новые имена. Но все они являются частью общего развития современного искусства.

В канун 65-летия Ульяновской области и 360-летия со дня основания Симбирска – Ульяновска в 2007 году по решению регионального Правительства в фойе большого концертного зала Ленинского Мемориала открылась картинная галерея выдающихся уроженцев Симбирской Губернии - Ульяновской области. Около ста работ выполнены Ульяновскими художниками.

Для создания современных условий экспонирования произведений искусств осенью 2007 года завершился ремонт выставочного зала Ульяновского отделения Союза художников России. На ремонтные работы было выделено около 1 миллиона рублей.

 Кроме того, при поддержке Губернатора Ульяновской области Решением Ульяновской городской Думы в безвозмездное пользование на 10 лет были переданы мастерские для ульяновских художников. При поддержке Правительства региона стало возможным участие ульяновских художников в выставках в Саратове и Н. Новгороде, Чебоксарах и др. городах Поволжья.

На всестороннюю поддержку творческого союза со стороны Правительства, Ульяновские художники ответили благотворительным даром школьникам города Ульяновска. Стены классов и рекреаций средней школы № 82 г.Ульяновска украсили 40 живописных полотен Ульяновских художников.

Как известно, у Карамзина и Языкова, Гончарова и Пластова много достойных последователей. Поэтому деятелям литературы и искусств ежегодно вручаются премии. Уже дважды были вручены региональные Премии имени А. А. Пластова, размер премии - 28 000 рублей. Третий раз в 2008 г. будут вручаться Всероссийские Литературные премии имени И.А. Гончарова  по 50 000 рублей.

 Для эффективной реализации на территории Ульяновской области государственной и региональной политики в сфере культуры, началась  модернизация методов и механизмов управления.

Начиная с 2005 года, впервые в Ульяновской области была применена новая модель управления отраслью «культура» - программно - проектный менеджмент, заключающийся в определении направлений деятельности, разработке разноплановых задач на их основе, просчёт ресурсов по проектам и, как итог, эффективное развитие отрасли в период 2005-2007гг.

Проведение конкурсов с внедрением новых технологий, оценка заявок независимой экспертизой позволяет эффективно расходовать даже небольшие бюджетные средства и  стимулирует привлекать дополнительные, заставляет определять цель и результат творческой деятельности. Проведение конкурсов – это не только механизм эффективного расходования денег, но ещё способ выявления и стимулирования инновационной деятельности в культуре. В 2006 году через проведение конкурсов было израсходовано 600 тысяч рублей, а это 0,30% от областного бюджета культуры. В 2007 году эти средства возросли до 3 миллионов рублей и составили 1%.

Нельзя не сказать сегодня о марафоне культурных событий «Территория культуры», объявленном в 2006 году, и позволившему провести яркие мероприятия в Карсунском, Инзенском и Ульяновском районах. Марафон положил начало межпоселенческому обмену культурными ресурсами, инновационному подходу в выстраивании целостной программы обмена культурными ресурсами. Сумма финансирования проекта составила 600,0 тысяч рублей.

В период с 2005 года проведен целый ряд областных грантовых конкурсов в сфере культуры и искусства. Таких как: I и II областной конкурс среди сельских учреждений культуры «Лучший кинозал» (с призовым фондом 200,0 тысяч рублей); фестиваль-конкурс инновационных библиотечных проектов «Как стать успешной библиотекой»; конкурс инноваций в сфере народного творчества «Арт-идея 2006»; конкурс на лучший СДК «Заходите в наш дом, наши двери открыты»; конкурс на лучшую территорию у Дома культуры «С улицы на дом любуются», конкурсы библиотечных и музейных проектов.

 Ульяновская область богата ресурсами нематериального культурного наследия. Отсюда возникает необходимость в сохранении самобытной народной традиционной культуры, накопленного веками культурного наследия, исторической памяти и эффективного их использования для гражданской консолидации и дальнейшего развития отечественной художественной культуры.

 Значительным шагом в реализации государственной политики в сфере культуры на территории Ульяновской области стала реализованная в 2007г. областная целевая программа «Развитие культуры села как механизм формирования конкурентоспособности муниципальных образований на 2007год». В процессе реализации программы был изменён общий объём финансирования, который увеличился с 3 млн. рублей до 7 млн. рублей. Помимо этих средств на реализацию программы привлечено 10,0 миллионов рублей из бюджетов муниципальных образований и спонсорских средств. Общий бюджет программы составил 17,0 миллионов рублей.

 По итогам реализации Программы, в мероприятиях приняли участие более 130 профессиональных и самодеятельных коллективов области, около 1500 участников, более 23 400 зрителей.

Действенным средством возрождения интереса к культуре стали выступления творческих коллективов государственных учреждений культуры, осуществляемые в рамках программы «Культура - селу». В ходе реализации концертно-выездной программы «Культура - селу» в 2007 году состоялось 230 выездов государственных учреждений культуры и творческих коллективов в районы Ульяновской области. Напомню, в 2005 году их было всего 63.

Выявление и поддержка инициативы были одним из приоритетов программы. По итогам конкурса профинансировано 34 проекта от 3,0 до 10,0 тыс. рублей. Грантовый фонд конкурса составил 200,0 тыс. рублей. Сумма софинансирования муниципалитетами из привлечённых источников на реализацию проектов-победителей составила более 200,0 тыс. рублей. Программа позволила транслировать передовой опыт и инновации в мероприятия последующих лет.

Развитие и стимулирование проектной деятельности, опыт участия в областных конкурсах позволили областным учреждениям культуры принять участие в федеральных конкурсах, объявленных Российскими Фондами и федеральными структурами, что позволило привлечь 5 млн. дополнительных федеральных средств. Это и проведение Обломовского фестиваля при поддержке Российского Фонда культуры, и Всероссийского театрального фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене», о котором уже сегодня упоминали при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

 Эти шаги, без сомненья, позволили совершить прорыв, вернуть утраченные в первые годы нового тысячелетия позиции, заложить основу привлечения дополнительных инвестиций.

 В 2007 году принято две областные целевые программы в сфере культуры: «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008 –2010 гг.» и «Развитие культуры села как механизм формирования конкурентоспособности муниципальных образований Ульяновской области на 2007г.».

В 2008 г. уже приняты три ведомственные целевые программы, направленные на воспитание театрально-зрелищной культуры, развитие кадровой политики и государственную поддержку культурных событий, акций, мероприятий.

1 апреля 2008 года принята областная целевая программа «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области на 2009-2011гг.». Общий объём финансирования – 470 миллионов рублей из областного бюджета и 150 млн. – из муниципальных. В результате реализации программы мы получим модернизированную и крепкую материально техническую базу  культурно - досуговых учреждений культуры и возможность стимулирования и поддержки креативных людей, способных и, главное, готовых к инновационной деятельности.

 В крайне запущенном состоянии находилась нормативно – правовая база отрасли. В течение трёх последних лет удалось ликвидировать юридическую «дремучесть» и игнорирование нужности и важности строить свое «культурное» правовое поле. А главное уверенно плыть и лавировать по этому правовому пространству.

 В 2004 году все муниципальные учреждения культуры не имели юридического статуса.  Самым главным достижением совместной работы Управления культуры и искусства Ульяновской области и муниципальных образований области стало юридическое оформление и регистрация учреждений культуры  в статусе муниципальных учреждений культуры. За 2005 год 100 процентов учреждений культуры приобрели статус юридического лица, во всех учреждениях приняты Уставные документы и основополагающие нормативные акты.

 Ульяновская область находится в числе 3-4 регионов России, где эта проблема решена полностью (наряду с Московской, Тюменской областями).

 В рамках реализации на территории области Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в сфере культуры произошли серьезные преобразования.

В соответствии с требованиями реформы местного самоуправления и бюджетного сектора, была проведена модернизация деятельности муниципальных организаций культуры путем реструктуризации, согласно разграничению полномочий органов местного самоуправления.

 На территории Ульяновской области в большинстве муниципальных образований удалось сохранить централизованную библиотечную систему, что способствовало сохранению единого книжного фонда библиотек, внутрисистемного книгообмена, а в будущем позволит создать единые сводные каталоги.

Серьёзным достижением в сохранении и развитии структуры управления культурой является сохранение органов муниципального управления культурой, что позволяет контролировать и направлять процессы, происходящие в отрасли, реализовывать государственную политику в сфере культуры на территории муниципальных образований.

Сегодня муниципальные органы управления культурой поставлены в ситуацию необходимости разработки муниципальных стратегий развития культуры с целью привлечения инвестиций областного бюджета через ОЦП, а в перспективе, возможно, и федеральных денег; а также выявление и стимулирование инновационной деятельности в социокультурной сфере на уровне поселений. Через программный подход создаются условия для изменения качества предоставляемых населению услуг и выравнивания доступности культурной услуги сельским жителям.

  Как положительный момент хочется отметить, что со вступлением в действие на территории Ульяновской области Федерального закона №131-ФЗ все учреждения дополнительного художественного образования детей сохранены как учреждения культуры и искусства, и находятся в ведении Управления культуры и искусства Ульяновской области.

Основой развития отрасли стало максимально эффективное использование информационного пространства, Интернет – ресурсов. Увеличение количества компьютеров, подключение к сети Интернет, создание, а затем и расширение возможностей, сайта Департамента культуры и областных государственных учреждений культуры создали условия для формирования единого информационно-культурного пространства.

  В целях развития системы управления отрасли за три года проведена серьёзная работа по созданию коллегиальных общественных Советов.

 На сегодняшний день в Ульяновской области действуют: Совет по культуре при Губернаторе Ульяновской области, Совет по книгоизданию, Главная аттестационная комиссия, Архивная комиссия, Художественно – экспертная комиссия, Коллегия Департамента культуры и архивного дела. В областных государственных учреждениях культуры начала формироваться система Попечительских Советов и Фондов поддержки учреждений.

Сегодня 2 театра имеют Попечительские совет. К слову, в 2007 году советами было собрано более 2,5 миллионов рублей. Фонды поддержки учреждений работают в Музее И.А. Гончарова, Ленинском мемориале, Областной библиотеке для детей и юношества, Филармонии. Не так давно созданы Фонд им. А.А. Пластова и Фонд Дениса Давыдова.

Эти, по сути, общественные органы дают возможность грамотной работы с бизнесом и грантодающими организациями по привлечению инвестиций и дополнительного финансирования культурной деятельности; выстраивание отношений с коммерческими структурами, которые хотят видеть адресное вложение своих средств.

 В этом году начата работа по созданию общественных Советов по культуре при Главах муниципальных образований. Уже в 13 муниципальных образованиях Советы созданы и утверждены нормативными актами, в трёх документы готовы к утверждению. Возглавили Советы Главы муниципальных образований или заместители Глав по социальным вопросам.

Деятельность Советов будет направлена на разъяснение государственной политики в сфере культуры, политики муниципалитета по развитию культуры, выстраивание отношений с общественными организациями и объединениям. А это значительно расширит сферы влияния органов местного самоуправления на территории области. Да и стратегически важные для отрасли решения будут проходить общественную экспертизу.

 

4. Стратегическое развитие отрасли до 2012 года

 

 Сегодня основной задачей является определение целей и направлений развития на среднесрочный период и создание основ для дальнейшего эффективного и динамичного развития отрасли.

 Стратегическое развитие культуры до 2012 года вытекает из основных направлений проекта Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской федерации до 2020 года и Стратегии развития Ульяновской области до 2012 года, потому что культура Ульяновской области - составная часть российской культуры и ресурс развития нашей территории.

В проекте Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской федерации до 2020 года раздел, посвящённый развитию человеческого капитала, занимает предшествующую позицию развитию экономических институтов и макроэкономических направлений (к примеру, денежно – кредитного и банковского), а также развитию национальной экономики и международного развития.

Для государства и нас важно, что в развитии человеческого потенциала культурная составляющая сегодня рассматривается как одно из основных направлений сразу после демографической политики, здравоохранения и образования.

Подтверждением, что развитие культуры является приоритетным на уровне Правительства России, является задача увеличения расходной части федерального бюджета на культуру с 1,24% в 2007 году до 2-2,7% к 2020.

А на уровне субъектов  прогнозируется увеличение доли бюджета отрасли «Культура» от 1,2-2,5% в 2007 году до 5-6% к 2020 году. Также планируется активное внедрение на государственном уровне иных механизмов финансирования сферы культуры, включая поощрение меценатской деятельности.

Определяя стратегические направления развития сферы культуры Ульяновской области, мы говорим, что большинство из них основываются на конкурентных преимуществах Ульяновской культуры. Поэтому, поддерживая, развивая и привлекая дополнительные инвестиции в свою отрасль, мы вносим свой вклад в динамичное развитие региона.

 Главным приоритетным направление развития культуры Ульяновской области является модернизация и укрепление материально – технической базы объектов культуры регионального и муниципального уровня.

За последние 30 лет на территории области не было открыто и построено ни одного объекта культуры. Поэтому мы поставили две первоочередные задачи: заложить в 2008 году и завершить в 2012 году строительство зданий областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова и областного государственного архива Ульяновской области.

 Более 60 лет не решался вопрос о расселении двух областных музеев - краеведческого и художественного, в результате чего лишь 1-2% экспонатов, хранящихся в фондах музеев, могли экспонироваться и участвовать в выставках. При завершении строительства здания большая часть коллекций, таких как уникальная коллекция оружия, палеонтологическая коллекция, получит возможность экспонироваться на достойных площадях и залах.

 Строительство краеведческого музея будет осуществляться не только на средства областного бюджета, но и получит финансирование из федерального бюджета в сумме 150,0 миллионов рублей по Федеральной программе подготовки к празднованию 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова.

А вот в строительстве здания государственного архива впервые будут присутствовать значительные финансовые инвестиции ульяновского бизнеса. И в ближайшие два года на перекрестке улиц Кирова и Пушкинской будет построено современное здание для Государственного архива Ульяновской области более чем на 1,5 миллиона единиц хранения.

Впервые за последние 20 лет приоритетным станет строительство новых сельских домов культуры через областную адресную инвестиционную программу. С такой инициативой сегодня уже выступили Барышский, Цильнинский районы и многие другие муниципальные образования ульяновской области. Так как степень обеспеченностью данными учреждениями в Ульяновской области ниже общероссийских показателей на 16 процентов. Для реализации этого направления планируется привлечение федеральных средств через программу «Социальное развитие села до 2010г.».

К 2010 году мы завершаем газификацию Ульяновской области. И, благодаря этой программе, более чем в 30 учреждениях культуры будут построены локальные газовые котельные для перевода сельских домов культуры на более экономичное топливо, будет проведена реконструкция систем отопления, а где-то и заново восстановлена.

Буквально в канун 2008 года два дома культуры в селе Татарское Урайкино Старомайнского района и селе Солдатская Ташла Тереньгульского района было подключено газовое отопление в домах культуры, где помещения практически не отапливались более 15 лет. Подобные примеры становятся реальностью нашей жизни, а значит, в этих сёлах с новой силой возродится художественная самодеятельность и народное творчество. Задача общая - превратить эти здания из мрачных и холодных помещений в яркие, интересные центры культуры и досуга. И за три года мы должны ликвидировать позорное явление – отсутствие отопления в учреждениях культуры.

Ещё одной задачей в реализации этого направления станет приведение сельских домов культуры в соответствие современным техническим и противопожарным требованиям.

Через две областные целевые программы «Развитие библиотечного дела Ульяновской области на 2008-20010гг.» и «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области на 2009-2011гг.» с общим объёмом финансирования более 800,0 миллионов рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов будет отремонтировано около 300 муниципальных учреждений культуры, переоснащено современным техническим оборудованием 200 клубов и библиотек.

Развитие сферы культуры на ближайшие пять лет, благодаря реализации двух ОЦП и системе ведомственных программ, по факту самой деятельности становится приоритетным региональным проектом.

Не останутся без должного внимания и областные государственные методические центры, Областная научная библиотека, Областная библиотека для детей и юношества, Центр народного творчества и искусства, Центр возрождения и развития национальных культур. Для более качественной трансляции информационной, методической и консультационной помощи муниципальным учреждениям культуры они будут капитально отремонтированы и оснащены современной техникой.

Не случайно для Правительства Ульяновской области ремонт сельских учреждений культуры является одной из важнейших задач. Из 1300 объектов культуры на территории Ульяновской области более 1000 учреждений являются именно сельскими библиотеками и клубами, а значит самыми востребованными и доступными учреждениями культуры для населения области. Именно эти объекты становятся центрами жизни сел, где проходят сельские сходы и государственные праздники, выпускные балы и новогодние утренники, проводы в армию, а иногда и свадьбы, и юбилеи. В селе практически вся общественная жизнь людей проходит именно с участием работников культуры, а, следовательно, их влияние, авторитет, условия и качество их работы ассоциируется у селянина с государством, с отношением власти к человеку глубинки.

В результате капитальных вложений и решения поставленной задачи количество клубных формирований в области возрастёт к 2012 году на 1% и составит 3 995 клубных формирований, а число участников клубных формирований на 1,1% и составит 53 900 человек. На 2% возрастёт к 2012 году количество посещений в публичных библиотеках, и составит  порядка 3 миллионов 970 тысяч в год.

Безусловно, до 2012 года Правительство Ульяновской области планирует завершить капитальные ремонты и реставрационные работы всех действующих государственных учреждений культуры и архивов. Так как они, осуществляя свою деятельность в статусе областных государственных учреждений, обслуживают всех жителей Ульяновской области, обеспечивая им право на доступ к культурным и историческим ценностям и реализации творческого потенциала.

Это, безусловно, проведение комплекса реставрационно- восстановительных работ и техническое переоснащение областной государственной филармонии, государственных музеев, учебных заведений, ДК им. 1 Мая. В ближайшее время мы откроем Музей им. А.А. Пластова, Историко-мемориальный центр – музей И.А. Гончарова, обновлённые экспозиции областного краеведческого музея в новом здании, обновлённая и расширенная экспозиция художественного музея, обновлённая экспозиция литературного Дома-музея Языковых, Музей журналистики.

Все эти шаги совершаются не просто ради создания музеев, а для модернизации музейной деятельности, активизации музейной научно-исследовательской, просветительской деятельности, самоидентификации территории.

Будет создан и новый театр. В настоящее время идет процедура оформления и передачи в областную собственность ДК «УАЗ», на базе которого разместится театр народного танца В. Ионова. Именно Владимир Андреевич Ионов, Заслуженный работник культуры РФ, за сохранение традиций народной культуры удостоен  звания Лауреата государственной премии «Душа России».

Решение поставленных задач в этом направлении позволит в разы увеличить количество гастрольных выездных мероприятий и доехать даже в самые отдалённые населённые пункты Ульяновской области.

Соседние нам регионы проводили ремонтные работы и техническое переоснащение домов культуры и библиотек постепенно, в течение последних 10-15 лет. Наша задача ликвидировать эту проблему за четыре года. Именно такие темпы развития заложены в областных программах, а объёмы финансирования позволяют их выдержать.

Переходя к обозначению следующего стратегического направления развития культуры в регионе, мы должны сказать, что параллельно и системно будем продолжать работу, направленную на развитие и стимулирование творческой составляющей социокультурной деятельности.

Проще говоря, уровень и качество проводимых мероприятий должен удовлетворять потребности жителей Ульяновской области и быть одинаково высоким как в областном центре, так и в поселениях.

Решение подобной задачи возможно через качественную и целенаправленную работу с кадровым ресурсом.

Для дальнейшего сохранения и развития мощного потенциала культуры региона необходимо рациональное использование человеческих ресурсов и системный подход к сохранению и развитию кадрового потенциала сферы культуры и искусства, и сельского - в особенности.

Кадровая политика – одно из направлений общего процесса управления в любом виде, в том числе и в сфере культуры и искусства.

В основе культурного процесса лежит творческая деятельность отдельных личностей.

То, что стратегическим ресурсом развития общества, социально-культурной сферы – в том числе, являются кадры, осознается и населением, и руководством, и государственными, и муниципальными органами власти. Поэтому система инвестиций в человеческий капитал будет развиваться.

Сегодня, опираясь на позитивные тенденции развития системы стимулирующих выплат, существующих в отрасли, завершается работа над отраслевой системой оплаты труда. Будет продолжена работа по увеличению позиций морального и материального стимулирования. Тем самым мы добьёмся ухода от уравниловки, перейдём на дифференцированную оплату, т.е. оплату за результат. А это позволит нам  существенно повысить заработную плату работников культуры и искусства.

С 1 января 2009 года в сфере культуры произойдёт переход на отраслевую систему оплаты труда. Отраслевая система оплаты труда основывается на установлении базовых окладов и системы стимулирующих и компенсационных выплат. Мы считаем, что переход на отраслевую систему оплаты труда будет наиболее эффективным при дополнительных средствах примерно в 53 миллиона рублей, сохранении фонда оплаты труда в учреждениях при условии сохранения показателей – проведения оптимизации штатной численности учреждений.

Мы и дальше будем делать серьёзные шаги по созданию широких возможностей для реализации творческого потенциала личности на профессиональном или любительском уровне, так как это норма современного цивилизованного общества.

Ежегодно, начиная с этого года, будет проводиться конкурс выявления инициатив в рамках программы «Основные направления государственной поддержки культуры и искусства Ульяновской области на 2008-2010гг.» с фондом в 3,0 миллиона рублей. И выплаты грантов поддержки творческим самодеятельным и творческим коллективам, носителям традиционной культуры, лучшим сельским учреждениям, на которую в рамках программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области на 2009-2011гг.» предусмотрено 21 миллион рублей.

Таким образом, будет осуществляться поддержка людей и коллективов, способных обеспечить внедрение инновационных технологий и создание культурного продукта самого высокого уровня, способного изменить территорию.

В 2005 году начала строится система по выявлению точек роста территорий. В 2008 году эта система получит поддержку через реализацию областных целевых программ и программ развития культуры муниципальных образований.

Сегодня, благодаря системной работе, финансовой поддержке государства, уровень ульяновской культуры достиг вхождения во Всероссийский и мировой культурный процесс. То есть проведение мероприятий Всероссийского и международного масштаба уже становится традицией. Это известные за пределами региона, и снискавшие уважение и интерес в России и за рубежом, Гончаровская конференция и театральный Гончаровский фестиваль, фестиваль кузнечного мастерства «Поющий металл», апрельский музыкальный фестиваль, названный «Мир. Эпоха. Имена»; фестиваль кукольных театров «Карусель сказок». И, конечно, новые культурные события, которые позволят Ульяновской области быть узнаваемой на российской и мировой арене.

Думаем, станут ежегодными международные Брасс – игры, фестиваль теле и кинопрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени В.М. Леонтьевой и многие другие культурные события. Это и конкурсы профессионального мастерства, имеющие большой потенциал развития, как минимум, до уровня межрегиональных культурных событий.

В этом году, проводя областной фестиваль народного творчества «Живи в веках, Симбирский край!» мы увидели, как высока потребность в мероприятиях подобного рода. И поняли необходимость проведения хотя бы одного раза в два года большого фестиваля народного творчества с приглашением творческих коллективов соседних регионов.

И, наконец, третьим стратегическим направлением развития культуры Ульяновской области мы считаем развитие деятельности, связанной с именами знаменитых земляков В.И. Лениным, И.А. Гончаровым, А.А. Пластовым. Это позволит обеспечить рост влияния культуры на социально – экономическое развитие региона, формирование привлекательного имиджа Ульяновской области средствами культуры и искусства и формирование ценностных ориентиров населения. Развитие этих направлений смело можно рассматривать как способ интеграции нашего региона в пространство ПФО, России. Связь нашего края с этими именами даёт возможность Ульяновской области идентифицироваться в мировом культурно-историческом пространстве.

Что же будет сделано по реализации этих направлений? Мы уже не раз говорили об открытии в ближайшее время в г. Ульяновске Музея им. А.А. Пластова и о создании Музея-заповедника в с. Прислониха Карсунского района регионального, а, возможно, и федерального значения.

Одним из конкурентных преимуществ нашего региона является Ленинский мемориал. Не каждая территория обладает подобным комплексом.

С учреждением связана большая часть общественно-политической и культурной жизни региона. Оно является главной площадкой для всех торжественных, официальных мероприятий, государственных праздников, общественно политических акций, крупнейших событий культурной жизни города и области. Учреждение обладает огромным потенциалом, который сегодня используется лишь на 30 – 50%.

Построенный к 100-летию Ленина, культурно - исторический комплекс «Ленинский мемориал» за истекшие 40 лет ни разу не реставрировался и не переоснащался. Технический и эстетический потенциал здания находится в неудовлетворительном состоянии. Требуются кардинальные меры по техническому переоснащению, замене существующих инженерных систем и коммуникаций. Проведение капитального ремонта внутренних помещений и фасадов здания, приведение в соответствующий порядок прилегающей территории. При наличии большого количества уникальных помещений они являются сегодня невостребованными.

Поэтому в наших планах до 2010 года подготовка развернутого плана и проектно-сметной документация с эскизными проектами по всем направлениям, начиная от системы полива зеленой зоны и подсветки здания, и, заканчивая ремонтом кровли. Инвестиции в модернизацию учреждения позволят многократно увеличить возможности комплекса, привлечь большее количество посетителей и туристов. Вложение денег в развитие и модернизацию учреждения позволят привлечь дополнительные инвестиции как со стороны федеральных органов власти, так и со сторона частного бизнеса.

Ленинский мемориал – это не просто музей В.И. Ленина. В перспективе - создание  музея истории России XX века – самого интересного и противоречивого периода истории страны. Эта идея поддержана руководителем Федерального агентства по культуре, искусству и кинематографии М.Е. Швыдким, и не раз обсуждалась с представителями культуры Ульяновской области и России.

В рамках создания новой концепции музея - создание новой выставочной экспозиции, рассказывающей о развитии социалистических общественных формаций, а также их политических деятелях. Это придаст выставочной экспозиции статус международной, обеспечит дополнительный интерес посетителей, сделает музей поистине уникальным в мировом масштабе!

Данный проект нуждается в очень серьёзном инвестировании. По оценке специалистов, объем инвестиций должен составлять 1,5-2 млрд. рублей. Эти инвестиции – капитальные вложения в один из стратегических объектов культуры, в наше конкурентное преимущество. Эти инвестиции позволят осуществить модернизацию и реконструкцию здания, и как следствие - создать  культурно-музейный центр; создать условия развития музея как объекта туристического осмотра; развить конгресс-туризм. Ведь такие города, как Москва и Санкт-Петербург перенасыщены и дороги. И сегодня организаторы мероприятий стремятся перенести их проведение в города провинциальные, но, имеющие соответствующую инфраструктуру, т.е. транспортную доступность, сеть гостиниц и т.д.. Развитие конгресс-туризма влечёт за собой и развитие инфраструктуры города. Инвестиционные вложения станут стимулом для развития организации и проведения культурных событий, как мероприятий событийного туризма: музейный фестиваль, Поволжские книжные ярмарки, фестивали и т.д.

Длительное время в тени имени Ленина находилось имя известнейшего на мировом уровне писателя – И.А. Гончарова. Но, не смотря на это, тема смогла стать существенной для области. И с 2001 года была осознана как стратегическое преимущество развития региона, одно из приоритетных, магистральных направлений не только в сфере культуры, но и для всей области в целом. Это направление не только способствует популяризации русского языка и литературы в мире, но и, по сути, является имиджевым для нашего региона.

Ежегодно с 1979 года на территории области проводится Всероссийский Гончаровский праздник; с 1990 года проводится День памяти И.А. Гончарова; в рамках фестиваля «Культурная столица Поволжья» в 2004-2005 гг. в г. Димитровграде зародилась идея Обломовского фестиваля. Традиционным с 2001 года стало и участие историко-литературный музея И.А. Гончарова в международной акции «Весна музеев», проводимой по инициативе дирекции музеев Франции, проект «Ульяновск – родина двух Ильичей».

Поступательное развитие и актуальность направления, проведение мероприятий на высоком уровне, неподдельный интерес к теме жителей региона определили отношение к ней регионального Правительства.

В 2006 году Правительство Ульяновской области выступило с предложением о праздновании 200-летнего юбилея И.А. Гончарова (с 2007 г. по 2012г.) на Всероссийском уровне. Эта инициатива была поддержана Президентом РФ и Правительством РФ.

3 апреля 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» (№ 436). Следом было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» (№ 454 – р.)

Создан Всероссийский организационный комитет, утверждён план основных мероприятий по подготовке и проведению 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова. Предполагаемая сумма затрат составит около 700 миллионов рублей, из них 400 млн. руб. поступит в Ульяновскую область. Своей масштабностью и значимостью мероприятия приобрели всероссийское и международное значение. И сейчас у нас есть здоровые амбициозные желания реализовать их достойно. Это инвестиции в инфраструктуру – строительство нового здания краеведческого музея, реставрация дома – памятника Гончарову, Дома-музея Языкова, Областной научной библиотеки, благоустройства прилегающих к этим учреждениям объектов, Беседки И.А. Гончарова, создание и модернизация Дома-музея И.А. Гончарова.

Безусловно, данная программа позволяет привлечь серьёзные инвестиции в культурные события, имеющие значение как события культурного туризма: Обломовский фестиваль и Гончаровский праздник, театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» и другие мероприятия, связанные с именем знаменитого писателя. А логичным завершением станут собственно юбилейные торжественные мероприятия, посвящённые 200-летию И.А. Гончарова.

И только от нас с вами зависит, какой город России – Москва, Санкт- Петербург или Ульяновск – будет центром торжеств. Наверное, выражу общее мнение, что именно такую стратегическую цель мы ставим перед собой. А открытие нового здания Областного краеведческого музеяим. И.А. Гончарова, открытие Международного культурного центра – музея И.А. Гончарова, завершение полной реконструкции зданий Дома-музея Языковых, Художественного музея, областной научной библиотеки и других объектов культуры, а также проведение V международной Гончаровской конференции и станут нашим главным преимуществом в определении центрального города проведения торжеств, посвящённых 200-летию И.А. Гончарова.

И в подобном алгоритме действий развитием данного проекта, возможно, станет подготовка к проведению 250-летия Н.М. Карамзина в 2016 году.

Следующим стратегическим направлением мы считаем развитие на Ульяновской земле культурных индустрий. Это соединение культурных услуг, коммерчески грамотного предложения, влекущего за собой создание  реальной конкурентной среды с коммерческим бизнесом в культуре. Это и  поддержка, стимулирование народных умельцев декоративно-прикладного творчества. Как пример, помощь «Корчу», которая вылилась в становление фестивального движения кузнечного мастерства «Поющий металл». Этот фестиваль, вызвавший интерес не только в России, но и  за рубежом, пройдёт на ульяновской земле в 2008г. второй раз. Скажу, что подобные проекты могут привлечь инвестиции малого бизнеса, которые будут способствовать сохранению и развитию традиционной народной культуры, создадут новые рабочие места в городе и селе.

Первые годы нового тысячелетия по праву можно считать периодом грандиозных перемен. Появляются новые модели, механизмы и технологии управления.

Принятие управленческого решения в сфере культуры зачастую сопряжено с преодолением трудностей не только организационно – экономического, но и правореализационного характера. От чёткости осуществления нормотворческой деятельности, её соответствия сложившимся условиям, эффективности реализации в целом и применения в частности зависит качество функционирования органов государственного и муниципального управления культурой.

Сегодня нормативную базу в сфере культуры представляют Закон Ульяновской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области», Закон Ульяновской области «О библиотечном деле», Закон «О музеях Ульяновской области», Закон Ульяновской области «Об утверждении ОЦП «Развитие библиотечного дела Ульяновской области в 2008-2010гг.», Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении ОЦП «Основные направления государственной поддержки традиционной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы, Постановление Правительства «Об утверждении положения об оплате труда и условиях применения доплат и надбавок в областных государственных учреждениях культуры, искусства и кинематографии Ульяновской области», Постановление Правительства Ульяновской области «Об учреждении премий Губернатора Ульяновской области «За достижения в сфере культуры и искусства»,  Постановление Правительства «Об учреждении ежегодных региональных премий в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова», Постановление Правительства Ульяновской области «Об учреждении литературной премии, посвящённой 200-летнему юбилею И.А. Гончарова».

Основой дальнейшего развития культуры станет дальнейшее строительство нормативно – правовой базы. В первую очередь, эту базу должен пополнить  Закон о культуре Ульяновской области. Подобный закон – это понятийный аппарат, это статус работника культуры, это отраслевая система оплаты труда, это механизмы поддержки и стимулирования, это статус учреждений культуры (бюджетного и автономного учреждения), это и социальные гарантии. То есть сегодня мы готовы уже к принятию такого основополагающего документа. Не многие субъекты – чуть более 15 в РФ – сегодня имеют такие законы на уровне субъектов.

 Также нормативную базу культуры пополнят Закон о государственной поддержке творческих союзов и культурных общественных организаций, ряд нормативных документов по отраслевой системе оплаты труда, и документов об автономных учреждениях, Постановление о золотой книге почета и областной доске почета работников культуры и архивного дела Ульяновской области, целый ряд областных и отраслевых программ, среди которых ОЦП «Модернизация архивного дела Ульяновской области», а также ведомственные целевые программы «Празднование 200-летия И.А. Гончарова» и «Поддержка молодых специалистов».

За многие тысячелетия своего существования человеческое общество выковало железный принцип: судить о роли искусства и культуры имеет право лишь тот, кто понял его и испытал на себе его живительную силу. Исходя из этого, идеология государства по отношению к культуре пересмотрена с той позиции, в которой заложено понимание культуры и её необходимости обществу. Культура – всепроникающая сила духовного единения общества, условие сплочённости и жизнеспособности целого народа. Без этой силы нет общества и наоборот, общество, принявшее культуру за основу, само становится несокрушимой силой.

Культура служит главным гарантом развития страны, региона, их весомости в мировом общественном мнении. Отсюда ясно, что культура - важнейшее стратегическое направление государственной политики, направленной на социальный и экономический рост через инвестиции в развитие человеческого капитала.

За последние 15 лет колоссальные возможности культуры по обеспечению стратегического развития региона не были задействованы и в малой части. В среде государственных чиновников привилась привычка воспринимать любое выступление работников культуры как прошение «дайте денег». Это - удобный способ не слышать о потребностях культуры, которая по-прежнему нуждается в увеличении финансовой поддержки со стороны государства. И мы сегодня к этому готовы.

Мы выявили и устранили большую часть недостатков в сфере культуры, переосмыслили роль культуры для развития региона. Сегодня нет никаких обстоятельств, которые могли бы помешать нам реализовать задуманное. Надо вместе и слаженно работать и двигаться к грядущим свершениям. Настало время испытывать гордость и восхищение, думая о своём деле!