Кадровый ресурс отрасли «культура»: потребности и возможности.

Презентация проекта программы  «Развитие карового потенциала

отрасли культуры и архивного дела»

Уважаемые коллеги!

Кадровый потенциал - способность кадров решать текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности.

Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в сфере культура являются:

введение системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах социально-культурной сферы и целевой подготовки специалистов на основе госзаказа;

создание баз и банков данных о кадровом потенциале социально-культурной сферы;

создание благоприятных условий для работников, их профессиональной карьеры, развитие страхового механизма и льготного кредитования получения образования, приобретения жилья;

повышение уровня социального обеспечения работников этой сферы, оплаты их труда за счет различных источников, включая развитие хозрасчетных и коммерческих основ деятельности учреждений и культуры;

принятие действенных мер по профессиональной ориентации молодежи, духовному формированию личности, укреплению семьи и материальной поддержке молодых специалистов.

Характеристика проблемного поля в области развития кадрового потенциала в отрасли « культура».

Ульяновская область является центром духовного притяжения, в ней сосредоточен огромный культурный потенциал Поволжья и России. Это – 20 государственных и муниципальных музеев, 4 профессиональных театра, 1 филармония, цирк, 61 детская школа искусств, три средних специальных учебных заведения, факультет культуры и искусств Ульяновского государственного университета, 590 библиотек, 576 клубных учреждений, 29 национально - культурных центров и объединений, 157 киноустановок, два областных, 22 муниципальных архива, 2150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

В отрасли работает более семи тысяч шестисот восьмидесяти работников, (в том числе 1125 мужчин - 20,3%:

- с высшим профессиональным образованием - 1642 чел. - 21,8 % ,

- со средним профессиональным образованием - 2581 чел. 34,3 %;

- в возрасте до 30 лет 730 чел. - 9,7%,

- до 40 лет-19,8 %;

- до 55 лет - 2966 чел. - 39,4%;

- свыше 55 лет 1259 чел -16,7%,

т.е. более 4200 чел. - 56 % работников предпенсионного и пенсионного возраста.

Из девятнадцати руководителей подведомственных областных государственных учреждений:

- высшее образование имеют – 18 чел. - 94,7%;

- в возрасте – до 40 лет -1 чел.; до 50лет -5; до 55лет – 4; до 60 и более лет 9 чел.-47,4%.

Среди руководителей муниципальных управлений (отделов) культуры и организации досуга населения:

- в возрасте до 40 лет - 1 чел.

-до 50 лет – 4 чел.

-до 55 лет – 12 чел.

- старше 55 – 7 чел - 28%.

Кадровая проблема в отрасли Культуры существует почти на всей территории Российской Федерации, в подавляющем большинстве муниципальных и поселенческих учреждениях отрасли.

В среднем по России в каждом учреждении культуры клубного типа работает 3 специалиста со средним специальным образованием и менее одного специалиста - с высшим. (это статистика). При этом следует учесть и тот факт, что в статистические данные включены федеральные и государственные учреждения культуры, а также учреждения культуры крупных городов, где ситуация с кадровым обеспечением намного лучше, чем в учреждениях малых сёл и городов.

Низкое качество жизни, отсутствие целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья специалистам культуры и не соответствующая объёмам и задачам низкая заработная плата в отрасли культуры ведёт к оттоку молодых специалистов из учреждений культуры, приводит к низкой конкурентоспособности профессий в области традиционного народного творчества на рынке труда.

II. Опыт привлечения и закрепляемости работников в учреждениях культуры Ульяновской области.

Существующая ежегодная потребность отрасли в молодых специалистах в последние годы решалась в следующих пропорциях:

В 2005 году на работу принято 36 специалистов,

В 2006 - 61, в 2007 году – 92 и в 2008 - 36 специалистов.

Здесь можно отметить положительную тенденцию последних лет, но, к сожалению, отрасль не в состоянии решить постоянную проблему заполнения более ста вакансий.

Основными источниками пополнения кадров отрасли являются: Ульяновское училище культуры, Димитровградское музыкальное училище, Ульяновское музыкальное училище. Важным и необходимым источником подготовки специалистов с высшим образованием является факультет культуры и искусств УлГУ. Таким образом, в Ульяновской области теоретически сложилась система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования от детской школы искусств до ВУЗа. Всего в высших и средних учебных заведениях области на сегодняшний день обучается более полутора тысяч студентов, способных обновить и пополнить ряды работников отрасли. Кроме того, в Областной детской школе искусств обучаются – 548 учащихся, а в детских школах искусств области обучаются 13 108 ребят.

Кроме того, гипотетический процент специалистов повышается за счёт целевого направления работников отрасли для обучения в Рязанском заочном институте культуры.

В ноябре 2007 года в Ульяновске состоялся Межрегиональный форум «Проблемы и перспективы подготовки специалиста культуры в образовательном региональном пространстве». Участие в форуме приняли представители органов власти, студенты и преподаватели высших и средних учебных заведений области и регионов России.

В рамках работы Форума был проведён круглый стол на тему: «Решение проблем трудоустройства, адаптации и закрепляемости выпускников». В ходе дискуссии, участниками которой стали преподаватели и студенты училища культуры, руководители органов управления культурой муниципальных образований Ульяновской области, директора учреждений культуры, обсуждались вопросы профессиональной компетенции специалиста сферы культуры, проведения профориентационной работы, роли муниципальных образований в трудоустройстве и закрепляемости выпускников на местах.

Были высказаны предложения по возрождению комплексной (бригадной) практики на селе, когда в район выезжает не один, а группа, или творческая бригада, студентов, будущих специалистов по разным направлениям деятельности. Сделан акцент на необходимости проведения практики учащихся из муниципальных образований по месту жительства. Обсуждались вопросы совершенствования контрактной системы обучения и необходимости постоянного мониторинга потребности учреждений культуры в новых специалистах с последующим открытием в образовательном учреждении новых специализаций. Также обсуждались вопросы проведения встречного Мониторинга среди выпускников и студентов учебных заведений по требованиям к работодателю. Проведение данной работы, безусловно, сделает возможным повышение заинтересованности выпускников остаться на селе.

То, что стратегическим ресурсом развития общества и социально-культурной сферы в том числе, являются кадры, осознается и населением, и руководством, и государственными, и муниципальными органами власти

Сегодня Правительством Ульяновской области предпринимаются серьёзные шаги по привлечению и закреплению кадров для учреждений культуры в сельской местности, благодаря чему сложилась система мер государственной поддержки работников культуры Ульяновской области:

- работники учреждений культуры получают доплаты, надбавки и компенсации. Эти расходы составляют около 23 % общего объёма средств, направленных на оплату труда работников культуры и искусства.

Благодаря системе выплат средняя заработная плата работников культуры в Ульяновской области увеличилась с 2 400 руб. в 2005 году до 5366 рублей в 2008 году (рост в 2,23 раза).

На территории Ульяновской области действует областной закон № 167-ЗО от 30.02.2005г. «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории Ульяновской области». Данный закон устанавливает условия предоставления мер государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности на территории Ульяновской области.

В соответствии с законом девятьсот тридцать преподавателей Детских школ искусств, работающих и проживающих в сельской местности гарантированно получают ежемесячную денежную компенсацию в сумме 114 рублей на книгоиздательскую продукцию.

Возмещение расходов на содержание жилья оплату коммунальных услуг получают 214 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.03.2006 «Об утверждении положения об оплате труда и условиях применения доплат и надбавок в областных государственных учреждения культуры, искусства, кинематографии Ульяновской области» специалистам учреждений культуры и школы искусств, распложенных в сельской местности, должностные оклады повышены на 25 %.

В 2008 году должностные оклады с учётом повышения получили 1 367 работников отрасли; сумма затрат по итогам 8 месяцев составила восемь миллионов сто восемьдесят три тысячи двести рублей.

На сегодняшний день средняя заработная плата работников отрасли составляет:

- культурно - досуговых учреждениях 4783 руб.;

- театрально-зрелищных учреждениях 3899 руб.;

- библиотеках 4704 руб.;

- музеях 5094 руб.;

-детских школах искусств 6898 руб.;

В соответствии с законом Ульяновской области № 114 – ЗО от 02.08.2006г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов» специалисты культуры, проживающие в сельской местности, имеют право на возмещение расходов по содержанию жилья и расходов на оплату коммунальных услуг. В бюджетах муниципальных образований на 2008 год заложено пять миллионов семьдесят пять тысяч девятьсот рублей на предоставление льгот полутора тысячам специалистов культуры, проживающим в сельской местности. Специалистам учреждений культуры – возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат в размере от 150 до 300 рублей.

Принят Закон Ульяновской области от 08.11.2007г. № 168-ЗО «О внесении изменений в закон Ульяновской области «Об образовании Ульяновской области»», в соответствии с которым с 01.09.2008г. молодым специалистам, проработавшим в сельских образовательных учреждениях культуры выплачивать единовременное пособие в размере:

1 год – 20,0 тыс. рублей

2 года – 40,0 тыс. рублей

3 года – 60,0 тыс. рублей

В соответствии с Законом «О библиотечном деле» от 06.12.2006 года № 198 – ЗО надбавку в размере от десяти до сорока %% к должностным окладам за непрерывный трудовой стаж получают:

737 работников библиотек в муниципальных образованиях выплачивается надбавка за стаж работы.

171 работник районных библиотек получают надбавку за осу-ществление методических и координационных функций.

Правительством Ульяновской области принято Постановление от 18.09.2007 № 21/323 «О порядке предоставления субсидий на приобретение жилья работникам областных государственных учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты населения».

По состоянию на 01.09.2008 года субсидии уже предоставлены специалистам областных учреждений культуры.

Семья из трех человек получает субсидию 631 800 рублей на приобретение и строительство жилья.

Хотелось бы предложить внести изменение в вышеуказанное Постановление Правительства в виде исключения об увеличении возрастного ценза для наиболее заслуженных работников отрасли с 40 до 50-55 лет. (Пример необеспеченного жильём артиста ОГУК «Тетра кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой» Козлова Андрея Анатольевича, заслуженного артиста Российской Федерации, возраст которого 46 лет).

С 1.01.2008 года 876 работников муниципальных культурно-досуговых учреждений получают надбавку к должностному окладу в размере от 10 до 40 %.

Кроме того, специалисты сферы культуры и искусства могут стать обладателями премий:

с 2005г. 15 ежегодных премий Правительства Российской Федерации «Душа России по 100000 рублей;

с 2007г. 15 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области культуры по 1 млн. рублей,

с 27.05.2007 года - Премия Губернатора Ульяновской области «За достижения в культуре» - 15 000 рублей;

с 30.01.2007 - Премия имени А.А. Пластова – 28 000 рублей;

с 18.06.2006 - Литературная премия имени И.А. Гончарова – 50 000 рублей.

Плодотворная деятельность работников культуры Ульяновской области высоко ценится как руководством Российской Федерации, так и руководством области, за 2007 год в отрасли награждено более 1000 человек в т.ч. присвоены почётные звания Российской федерации: Заслуженный артист Российской Федерации – 3, Заслуженный работник культуры Российской Федерации – 3,

В 2008г. присвоены почётные звания Народный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации – 3, Заслуженный работник культуры Российской Федерации – 4, более 15 наградных материалов находятся на рассмотрении в различных органах, в т.ч. в приёмной Президента Российской Федерации, более 80 работников награждены министерскими наградами, 10 работников культуры удостоены почётного звания «Заслуженный работник культуры Ульяновской области», Законом Ульяновской области от 10.04.5008г.№ 47 –ЗО, внесены изменения в закон от 03.04.2007г. «О наградах и почётных званиях Ульяновской области» и дополнительно учреждены: медаль Почёта, медаль Дружбы народов, медаль имени Н.М.Карамзина и единовременные выплаты:

За почётный знак отличия «За заслуги перед Ульяновской областью» 10 000 руб., почётное звание Ульяновской области 5 000 руб.

Ни в Департаменте ни в муниципальных образованиях, к сожалению, нет стройной системы работы с выпускниками учебных заведений по привлечению для работы в сельской местности молодых специалистов.

Анализ проблемного поля показывает существование проблем по выстраиванию системы кадровой работы в отрасли культуры. В связи с чем, разработана концепция комплексной «Программы по развитию кадрового потенциала отрасли культуры и архивного дела Ульяновской области» (КОНЦЕПЦИЯ)

Цели и задачи Программы:

1.Формирования кадрового резерва отрасли.

2.Определение приоритетных направлений по работе с молодыми специалистами.

3.Контрактно - целевая подготовка специалистов.

4.Совершенствование законодательной базы по мерам социальной поддержки молодых специалистов.

5.Совершенствование системы повышения квалификации работников.

6.Развитие системы стажировок.

Мероприятия Программы:

1. Формирование кадрового резерва.

В Департаменте

1.1.Формирование кадрового резерва государственных гражданских служащих Департамента за счёт:

а) внутренних резервов:

- проведение аттестации государственных гражданских служащих в Департаменте – не реже 1 раза в 3 года по решению директора Департамента;

б) внешних ресурсов - на основе проведения конкурсов в соответствии с действующим законодательством не реже 2 раз в год.

1.2. Создание кадрового резерва руководителей учреждений отрасли путём проведения конкурсов в Департаменте не реже 1 раза в год.

В подведомственных учреждениях:

1.3. Создание кадрового резерва руководителей отделов и ведущих специалистов учреждений за счёт:

а) внутренних резервов - проведение аттестации руководителей структурных подразделений, выявление наиболее перспективных работников не реже 1 раза в 3 года;

б) внешних ресурсов на основе проведения конкурсов не реже 2 раз в год.

В муниципальном образовании

(отв. Руководитель аппарата администрации МО)

1.4. Создание кадрового резерва руководителей отдела культуры и организации досуга населения, директоров Муниципальных учреждений культуры и архивов за счёт

а) внутренних резервов

- проведение аттестации - директоров муниципальных учреждений культуры, руководителей муниципальных архивов, сотрудников отдела культуры и организации досуга населения МО;

б) внешних ресурсов на основе проведения конкурсов:

- на должности директоров МУКов, архивов не реже 1 раза в 3 года;

1.5. Создание кадрового резерва специалистов в Муниципальных учреждениях культуры, архивах за счёт:

а) внутренних резервов - проведение аттестации руководителей структурных подразделений, выявления наиболее перспективных работников;

б) внешних ресурсов на основе проведения конкурсов:

- в МУК, архиве – на должности заместителей директоров, главных бухгалтеров, начальников экономических отделов, руководителей структурных подразделений.

Сбор, обобщение данных по проведённой работе, создание единой базы данных резерва отрасли – ежеквартально.

2.Определение приоритетных направлений по работе с молодыми специалистами.

- Мониторинг, анализ, определение цикличности обновления кадров 1 раз в год;

- совершенствование мер социальной поддержки молодых специалистов;

-определение объёмов и способов социальной защищённости молодых специалистов;

-разработка предложений руководству муниципального образования по привлечению молодых специалистов.

- предоставление возможности получения высшего образования по целевому набору

- определение возможности карьерного роста.

- создание молодёжного совета работников культуры на базе ЦНК Ульяновской области; интеллект - центры, креатив - центры в учреждениях;

- формирование корпоративной культуры;

- встречи руководства Департамента с учащимися ДШИ, студентами училищ, факультета культуры и искусства УлГУ, проведение Ярмарок вакансий не реже одного раза в год,

- активизация работы общественных организаций по поддержке молодых семей (клубы молодых семей, конкурсы, фестивали, форумы…).

- внедрение системы материальной и нематериальной мотивации работников отрасли.

3.Контрактно – целевая подготовка специалистов.

На территории нашего региона реализуется Постановление Правительства Ульяновской области № 200 «Об организации целевой Контрактной подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства Ульяновской области». На основании реализации данного Постановления заключено контрактов в:

-2006-07 учебном году 34 контракта (19-дневное, 11(15) – заочное);

-2007-08 учебном году 45контрактов (23 – дневное, 18 – заочное);

-2008-09 учебном году 45 контрактов (24 – дневное, 21 – заочное Всего по очной форме обучения обучаются 66 чел. по заочной 50 чел. На сегодняшний день это одно из приоритетных направлений.

В училище культуры проведён опрос среди «контрактников», по их дальнейшей перспективе.

В опросе участвовало 47 человек.

-планируют поехать на место работы, указанное в контракте 11 человек;

-планируют продолжить обучение в ВУЗе по нынешнему профилю: 32 человек;

-планируют продолжить обучение в ВУЗе по другому профилю: 2 чел.

Устраивает ли место работы, указанное в контракте:

да – 24 чел.

нет – 23 чел.

Данный результат должен заставить задуматься многих из присутствующих!!! (Напомнить содержание контракта)

Ещё один вопрос который волнует руководство Департамента «Куда девался выпуск 2008г.?». Всего в 2008г. из отраслевых учебных заведений области выпустились – 362 чел., поступили в ВУЗы - 65, поступили на работу в учреждения культуры -36 - 10%, поступили на работу в другие орга-низации, учреждения 263: -

-органы исполнительной власти Ульяновской области;

-преподаватели ВУЗов, ОУСПО, СОШ;

-призыв в ВС РФ (военные ансамбли песни и пляски);

-рекламные, дизайнерские компании, печатные издания …..

Почти не востребованы остались специалисты выпускники факульте-та культуры и искусства УлГУ:

-артисты драматического театра и кино;

-интерьер и оборудование;

-дизайн костюма;

-связи с общественностью.

В целях реализации данного направления программы необходимо:

-готовить молодых специалистов со средним и высшим профессиональным образованием на контрактно – целевой основе в соответствии с определённой потребностью;

-на основе проведённых исследований разработать нормативно - правовой документ, определяющий права и социальные гарантии молодых специалистов.

-повысить персональную ответственность руководителей органов управления культурой за качество отбора абитуриентов и исполнение условий 4 стороннего конракта (можно показать и напомнить)

4.Совершенствование законодательной базы по мерам

социальной поддержки молодых специалистов.

В частности предлагается разработать проект закона Ульяновской области «О молодых специалистах Ульяновской области», который бы определил категорию «молодой специалист» и регулировал отношения между работодателем областных и муниципальных учреждений (не зависимо от подведомственности) и молодым специалистом – до конца 2008г.

Цель закона – формирование единых условий материальной и социальной поддержки независимо от ведомственной принадлежности. (Например: подъёмные пособия получают исключительно молодые медики и учителя, 1000 рублей получают только сельские педагоги, единые выплаты 20-40-60 тыс. рублей за каждый проработанный год получают только сельские педагоги).

- программой после принятия федерального закона «О культуре» предусматривается разработка законопроекта «О культуре Ульяновской области», в рамках которого необходимо определить нормы государственной поддержке молодых специалистов;

- программой также предусматривается разработка ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала в отрасли «культура».

 

5.Совершенствование системы повышения

квалификации работников

Основные направления:

-реализация действующей ведомственной целевой программы «развитие дополнительного, среднего профессионального образования и повышение квалификации в сфере культуры и искусства Ульяновской области на 2008 – 2010 гг.» в пределах утвержденных объёмов финансирования;

-организация на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновское училище культуры» семинаров руководителей и специалистов всех областных методических центров не реже 2 раз в год – Дёмина Л.Г.

-проведение областных методических семинаров по профильным направлениям не реже 1 раза в квартал;

- организация конкурсов профессионального мастерства по специальности – не реже 1 раза в год;

Организация повышения квалификации специалистов по профильным направлениям в ВУЗах, методических центрах страны.

6.Развитие системы стажировок:

а) Руководителей, их заместителей, специалистов областных учреждений, руководителей органов управления культурой муниципальных образований (по согласованию) в отделах Департамента по направлениям 1 раз в год до 1 месяца;

кадровая работа

юридическая работа

программно-целевой менеджмент

информационная политика

аналитическая работа (планирование и отчётность) деятельности-

- информатизация деятельности

- формирование корпоративной культуры Департамента, отрасли.

б) работников муниципальных учреждений культуры – в профильных ОГУКах, архивах 1 раз в 3 года до 1 месяца в:

- государственном учреждении культуры «Ульяновская областная научная библиотека им. В. И. Ленина»;

- государственном учреждении культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова»;

- государственном областном учреждении дополнительного образования детей «Областная детская школа искусств»;

- государственном учреждении культуры «Центр народного творчества и искусства»;

- областном государственном учреждении «Государственный архив Ульяновской области» - работники архивов.

- организация стажировок в областных методических центрах.