18 августа  в  Ульяновской областной научной библиотеке им. В. И. Ленина открылась выставка – просмотр  «Для вас, Учителя», которая будет работать до  12 сентября.

 

   На открытии выставки присутствовали руководители методических объединений школьных библиотек Ульяновской области, представители 25 муниципалитетов. После экскурсии посетители выставки подарили библиотеке 9 экземпляров книги «Школьные библиотеки мира. Современное состояние и тенденции». Библиотекарем отдела читальных залов О. Борисовой был сделан подробный обзор изданий.

Выставка включила  в себя следующие разделы: «История педагогики», «Актуальные вопросы современного образования», «Методика преподавания отдельных предметов», «Эстетическое воспитание», «Духовно-нравственное воспитание», «Специальная педагогика».

В начале выставки читатель может познакомиться с историей воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях, история педагогики и образования раскрыты в монографиях и сборниках Л.Н. Модзалевского, В. Безрогова, Д.И. Латышиной, Л.Д. Старикова, проф. С.И. Миропольского. Среди книг – и коллективное исследование ульяновских педагогов И.В. Юстус, С.В. Мосиной, Н.Г. Кирдянова, Е.В. Ярославской «Педагогические очерки по истории образования в Симбирской губернии (Ульяновском округе)».

История педагогики в лицах представлена исследованиями российских и зарубежных педагогов. Здесь можно познакомиться с жизнью и деятельностью выдающихся мыслителей и педагогов прошлого: Яна Амоса Коменского, Ушинского, Макаренко, И.Н. Ульянова, И.Я Яковлева. УИПКРО представил брошюру «Заслуженные учителя экспериментальных образовательных учреждений Ульяновской области».

Книга Н.В. Пономарёвой, заслуженного учителя РФ, «Школа наших исканий и надежд» из серии «Замечательные люди родного края» рассказывает об истории становления школы № 8, о долгом и плодотворном пути её педагогов.

В серии «Антология гуманной педагогики» можно найти книги, посвящённые корифеям педагогической мысли: Монтессори, Сухомлинскому, Макаренко, Зеньковскому, Узнадзе.

В монографии Т.Ю. Ломакиной «Современные принципы развития непрерывного образования» (М., 2006) проанализированы основные направления формирования системы непрерывного образования.

Большое место на выставке занимают издания, посвящённые инноватике в образовании, управлению инновационными процессами, подготовке педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской и экспериментальной работе. В серии «Образование: мировой бестселлер» представлены книги Джерома Брунера «Культура образования» и Майкла Барбера «Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании».

Особое внимание на выставке уделено воспитательной деятельности педагога. Об организации и содержании воспитательного процесса в школе рассказывают книги «Стратегия воспитания в образовательной системе России» под ред. профессора И.А. Зимней, А.А. Кагановича «Опыт реализации идей формирования личности в авторских воспитательных системах», «Воспитательные системы школы: от А до Я».

Посетитель сможет найти на выставке книги по организации дополнительного образования в средней общеобразовательной школе, его внимание привлекут издания по методике проведения урока, общению и поведению учителя на уроке.

В разделе «Эстетическое и духовно-нравственное воспитание» акцент сделан на семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности, здесь же можно найти книги по воспитанию толерантности, развитию культуры межнациональных отношений, воспитанию в многонациональной школе. Книга Е.М. Зуевой «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде» рассказывает о таких аспектах духовно-нравственного воспитания,  как борьба с табакокурением, сквернословием, игроманией, профилактика наркозависимости.

Большое количество литературы посвящено проведению праздников в школе, в книгах можно найти сценарии турниров, игр, выпускных балов.

В рубрике «Специальная педагогика» вы найдёте монографии немецких педагогов К. Барта «Трудности в обучении. Раннее предупреждение» и К. Гилленбранда «Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников». В них речь идёт о ранней диагностике и предупреждении трудностей в обучении, рассматриваются вопросы преемственности между школой и детским садом, приёмы коррекции трудностей, возникающих при освоении навыков чтения, письма, счёта. Приводятся аргументы, советы и методические рекомендации педагогам и психологам, работающим с трудными школьниками.

В разделе «Детская психология» можно найти монографии известных авторов, касающиеся проблем возрастной педагогической психологии.

Методические рекомендации А.С. Галановой «Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю» (М., 2006) представляют собой методики, тесты, анкеты, позволяющие определить уровень педагогического мастерства, качество взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями. Книга Н.В. Самоукиной «Психологический тренинг для учителя» (М., 2006) заинтересует учителей, воспитателей, школьных психологов, практикующих психотерапевтов, студентов средних и высших учебных заведений педагогического и психологического профилей. В книге предложены релаксационные упражнения, повышающие работоспособность, снимающие утомление, рассмотрены методы преодоления негативных эмоций, различные приёмы для улучшения настроения, для установления взаимопонимания и хорошего микроклимата в коллективе.

Особое внимание уделено арттерапии – современному направлению в психотерапии, основанному на занятии клиентов изобразительным творчеством. Об этом книга «Арттерапия: новые горизонты» под ред. А.Н. Копытина и книга М.С. Вальдес Одриосола «Арттерапия в работе с подростками».

О чём можно узнать из детских рисунков, как «читать» их и использовать в работе с детьми рассказывает книга Джона Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» (М., 2007).

В книге «Что такое одарённость. Выявление и развитие одарённых детей» под ред. А.М. Матюшкина и А.А. Матюшкиной (М., 2008) приводятся оригинальные тексты известных авторов в области психологии одарённости, относящиеся к началу 20 в.: Г. Ревеша, К. Юнга, В. Штерна, Э. Меймана.

Быть умным – модно! Кто хочет в этом убедиться, пусть раскроет книгу Ганса Айзенка и Даррин Эванс «Тесты для выявления талантов. Для детей 10-15 лет» (М., 2007). Узнать себя, свои интеллектуальные возможности помогут тесты, которые можно найти в книге А.Г. Грецова и А.А. Азбель «Узнай себя» (М., 2008).

Скоро 1 сентября – День Знаний и начало нового учебного года. Наша выставка послужит хорошим методическим подспорьем педагогам. Приглашаем всех желающих познакомиться с выставкой!