«Жизнь и время писателя Карела Чапека»

Выставка-плакат

 

Выставка-плакат «Жизнь и время писателя Карела Чапека» открыта в Ульяновской областной научной библиотеке с 15 по 17 июня 2010 года. Выставка организована в рамках Дней Чешской Республики в Ульяновской области. 

В представленных на выставке плакатах – хроника жизни, общественной и творческой деятельности писателя, журналиста, гуманиста, общественного деятеля Карела Чапека (1890 – 1938).

На первых плакатах – фотографии детства, родных мест, родителей. Карел Чапек родился 9 января 1890 г. в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье заводского врача Антонина Чапека. В своих воспоминаниях Чапек писал о языке, о родной культуре, о детстве: «Тысячелетнее прошлое протекает через каждое слово; говоря по-чешски, мы творим что-то чрезвычайно древнее и историческое, но всё же каждому из нас довелось по-новому и почти с азов открывать каждое слово. Родной язык – это язык детства, первая речь души, сокровищница первых приключений, находок и познаний. Разговаривая на родном языке, постоянно возвращаешься в детство».

К. Чапек начинал творческий путь как детский писатель. «Я действительно считаю, что писать для детей не является недостойным, но что очень недостойно будет – если для них писать плохо».

Годы молодости и надежд, первая любовь и дорогие сердцу женщины, письма Чапека Вере Грузовой, Ольге Шайнпфлуговой, Анне Непержене – на следующих плакатах. Здесь же фотография школы в селе Упицы, в которой учился Карел Чапек в 1895 – 1901 гг., зачётная книжка Чапека-студента университета в Праге (1909 – 1915 гг.), Чапек – студент Сорбонны (1910 – 1911 гг.).

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 гг. определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: об этом говорят сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал. На фотографиях – собрание переводов Чапека; «Французская поэзия нового времени» (1920 г.), сборники «Мучительные рассказы» и «Распятие».

В начале 20-х гг. Чапек создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

На следующем плакате представлен Карел Чапек – журналист. Он так писал о себе: «Моим гражданским призванием является журналистика… Писатель должен жить в мире, который принадлежит всем». На фотографиях прослеживается работа писателя в редакции «Народной газеты» с 1921 по 1938 гг.

Следующий плакат знакомит нас с деятельностью Чапека-драматурга. Мировую известность ему принесли социально-фантастические произведения: драмы «R. U. R.», о восстании роботов (кстати, слово «робот» придумано Чапеком); «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта» (1922), и «Кракатит» (1924). На плакате представлены отзывы на пьесы «Из жизни  насекомых» и «Средство Макропулоса». Здесь же любимая актриса и жена Чапека Ольга Шайнпфлугова в роли Кристинки в пьесе «Средство Макропулоса».

Каким был Чапек в жизни? Чем увлекался, что любил, чему посвящал своё свободное время? Об этом рассказано на следующем плакате. Сад, кактусы, музыка – в спектре его увлечений.

Чапек был личным другом и многолетним собеседником Томаса Гарига Масарика, первого Президента Чехословацкой республики, дружба с которым много дала для формирования общественных взглядов писателя и нашла отражение в книге «Беседы с Т. Г. Масариком».

Вершина творчества Чапека – роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Чапека «Мать» (1938).

Ещё при жизни Чапек получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба 1925-1933). На фотографиях Карел Чапек среди участников Всемирного конгресса Пен-клубов в Гааге в 1931 году; Чапек на открытии заседания Всемирного конгресса Пен-клубов в Праге (1938 г.). Карел Чапек был членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель, его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии.

Далее на фотографиях представлена усадьба Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни. Стрж – любимое место отдыха писателя.  Оно находится между Влтавой и Бероункой. «Чешский горный массив, край, настолько чешский, как никакие другие наши горы». Здесь он окончил свою трилогию «Гордубал» (1933), «Метеор» и «Обыкновенная жизнь»  (обе книги в 1934 г.)

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Он умер в 1838 году.

Похоронен в Праге на Вышеградском кладбище. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей «На Стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

«Всю свою жизнь ему приходилось расплачиваться за собственную гениальность. Чешская мещанская ограниченность не простила ему то, что он был слишком умён, очень активен и успешен» (Иржи Опелек).