В зале русского искусства второй половины XIX века Ульяновского областного художественного музея развернута экспозиция фарфора завода братьев Корниловых, посвященная 175-летию основания завода.

На трех полках горки бюро-цилиндра конца XVIII века и в экспозиции зала представлено 15 предметов прославленной мануфактуры. Фарфоровое предприятие было основано в 1835 году в Петербурге  купцом Михаилом Корниловым с братьями, на заводе работали мастера с крупнейших русских заводов  -  Императорского, Гарднера, Попова и др.  Предприятие выпускало  посуду и фигуры очень высокого качества - в техническом отношении корниловский фарфор стоял на одном из первых мест в России и пользовался высоким и заслуженным авторитетом у русских и зарубежных ценителей.

Посуда декорировалась разнообразно: расписывалась красками и эмалями, украшалась переводными картинками. Владельцы завода были участниками большинства промышленных выставок, многократно удостаивались наград. В 1843 году завод получил право ставить государственный герб на своих изделиях.

В 30-60-е годы XIX века меняется отношение ко всем предметам быта, оформляющим интерьер, в том числе, к предметам фарфора. Отказавшись от старых канонов классицизма, в поисках новой эстетической идеи своих произведений, художники стали обращаться к образцам и традициям давно ушедших стилей. Постепенно распространилась мода на изделия в стиле «второго рококо»,  предназначенные для «нескучной» многостильной и пышной обстановки.

Чайные и кофейные сервизы, отдельные предметы, скульптура корниловского завода  подчеркнуто экспрессивны, многословны в композиции и моделировках. Такие внешне эффектные произведения всецело соответствовали модным в аристократических, дворянских, чиновничьих и купеческих кругах представлениям о задачах искусства «возвышенных, романтических идеалов».

Ярким примером формы и декора нового типа может служить чайная пара 30-50-х годов. По борту блюдца и на дне чашки причудливые китайские домики в пестром калейдоскопе соседствуют с голландскими ветряными мельницами – так реализовывалось представление о занимательном «романтическом» сюжете и увлечение заморской пышной и нарядной экзотикой. Эффектности предмету придает яркая роспись на сияющем белоснежном фоне, в которой доминирует сочный, глубокий кобальт с золотым рокайльным узором.

Преобладающее большинство корниловских вещей очень трудны для исполнения в фарфоре. Множество сложных лепных деталей с обильным рельефным декором,  многосоставность композиции, широкое использование золотой краски придавали предметам  подчеркнутое «богатство», новизну и вместе с тем непривычную пышность. На ярко-зеленом фоне чайной пары 1860-х годов - живописные букеты роз, оплетенные  тонкой «паутиной» коралловых веточек; ручка и основание чашки моделированы в виде кораллов.

Ярким примером эклектического стиля середины века может служить  чернильница со скульптурным украшением  в виде девочки с голубем. Чернильный прибор расположен на широком основании с рельефными рокайлями, тронутыми синей и золотой краской.

Помимо чайной и столовой посуды на заводе изготавливались вазы, но значительно реже, чем в первой трети века. Формы их все больше усложнялись и украшались  рокайльными лепными композициями в виде сложного плетения ручек, ножек и массивных горловин с обильным золочением. В экспозиции зала и на выставке представлены две вазы корниловского завода, форма и декор которых был весьма типичен для фарфоровой культуры этого периода. В их  росписи использовались на одной стороне букеты цветов, на другой – ландшафты, заключенные в золотые резервы-картуши рокайльных очертаний, соответственно, на белом и густо-голубом фоне.

Фарфор завода братьев Корниловых, представленный на выставке, привлекает изощренностью фантазии, виртуозностью исполнения и представляет еще одну важную часть коллекции декоративно-прикладного искусства Ульяновского областного художественного музея.