![]() ![]() |
В зале русского искусства второй
половины
XIX
века Ульяновского областного художественного музея развернута экспозиция фарфора
завода братьев Корниловых, посвященная 175-летию основания завода.
На трех полках горки бюро-цилиндра конца
XVIII
века и в экспозиции зала представлено 15 предметов прославленной мануфактуры.
Фарфоровое предприятие было основано в 1835 году в Петербурге
купцом Михаилом Корниловым с братьями, на заводе работали мастера с
крупнейших русских заводов -
Императорского, Гарднера, Попова и др.
Предприятие выпускало посуду
и фигуры очень высокого качества - в техническом отношении корниловский фарфор
стоял на одном из первых мест в России и пользовался высоким и заслуженным
авторитетом у русских и зарубежных ценителей.
Посуда декорировалась разнообразно: расписывалась красками и эмалями, украшалась
переводными картинками. Владельцы завода были участниками большинства
промышленных выставок, многократно удостаивались наград. В 1843 году завод
получил право ставить государственный герб на своих изделиях.
В 30-60-е годы
XIX века меняется отношение ко всем
предметам быта, оформляющим интерьер, в том числе, к предметам фарфора.
Отказавшись от старых канонов классицизма, в поисках новой эстетической идеи
своих произведений, художники стали обращаться к образцам и традициям давно
ушедших стилей. Постепенно распространилась мода на изделия в стиле «второго
рококо», предназначенные для «нескучной»
многостильной и пышной обстановки.
Чайные и кофейные сервизы, отдельные предметы, скульптура корниловского завода
подчеркнуто экспрессивны, многословны в
композиции и моделировках. Такие внешне эффектные произведения всецело
соответствовали модным в аристократических, дворянских, чиновничьих и купеческих
кругах представлениям о задачах искусства «возвышенных, романтических идеалов».
Ярким примером формы и декора нового типа может служить чайная пара 30-50-х
годов. По борту блюдца и на дне чашки причудливые китайские домики в пестром
калейдоскопе соседствуют с голландскими ветряными мельницами – так
реализовывалось представление о занимательном «романтическом» сюжете и увлечение
заморской пышной и нарядной экзотикой. Эффектности предмету придает яркая
роспись на сияющем белоснежном фоне, в которой доминирует сочный, глубокий
кобальт с золотым рокайльным узором.
Преобладающее большинство корниловских вещей очень трудны для исполнения в
фарфоре. Множество сложных лепных деталей с обильным рельефным декором,
многосоставность композиции, широкое использование золотой краски
придавали предметам подчеркнутое
«богатство», новизну и вместе с тем непривычную пышность. На ярко-зеленом фоне
чайной пары 1860-х годов - живописные букеты роз, оплетенные
тонкой «паутиной» коралловых веточек; ручка и основание чашки
моделированы в виде кораллов.
Ярким примером эклектического стиля середины века может служить
чернильница со скульптурным украшением
в виде девочки с голубем. Чернильный прибор расположен на широком
основании с рельефными рокайлями, тронутыми синей и золотой краской.
Помимо чайной и столовой посуды на заводе изготавливались вазы, но значительно
реже, чем в первой трети века. Формы их все больше усложнялись и украшались
рокайльными лепными композициями в виде сложного плетения ручек, ножек и
массивных горловин с обильным золочением. В экспозиции зала и на выставке
представлены две вазы корниловского завода, форма и декор которых был весьма
типичен для фарфоровой культуры этого периода. В их
росписи использовались на одной стороне
букеты цветов, на другой – ландшафты, заключенные в золотые резервы-картуши
рокайльных очертаний, соответственно, на белом и густо-голубом фоне.
Фарфор завода братьев Корниловых, представленный на выставке, привлекает
изощренностью фантазии, виртуозностью исполнения и представляет еще одну важную
часть коллекции декоративно-прикладного искусства Ульяновского областного
художественного музея.
|
![]() ![]() ![]() |