![]() ![]() ![]() |
16 декабря
На сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова прошли с 12 по
16 декабря гастроли столичного Театра Романа Виктюка.
Театр Романа Виктюка относится к редкому сегодня типу авторского театра. Таковы
Театр на Таганке Юрия Любимова, «Мастерская П. Фоменко» и др. Спектакли афиши
объединены общей эстетической программой, актерский тренинг подчинен выполнению
разнообразных художественных задач, которые ставит режиссер. Сегодня активный
репертуар включает более 10 спектаклей, в которых можно увидеть и признанных
звезд отечественного театра, и совсем молодых артистов, играющих свои первые
роли в Театре Романа Виктюка.
12 декабря 2009 года ульяновцы
увидели спектакль «Эдит Пиаф или Мой легионер» по пьесе К.Драгунской с
великолепной Нуцей в роли Эдит Пиаф. Историю любви легендарной французской
певицы украшали песни Эдит Пиаф в «живом» исполнении актрисы и певицы Нуцы. Ее
уникальный голос на протяжении всего спектакля приводил зрителей в восторг.
Партнерами Нуцы по сцене стали звезды театра и кино Фархат Махмудов и Николай
Добрынин.
Пьеса
Ксении Драгунской «Мой легионер» - это фантазия на тему судьбы Эдит
Пиаф. Ни в коем случае не претендующая на документальность. Не стремящаяся к
полноте. Это лишь эпизод из жизни, в котором, как в капле воды, отражается вся
жизнь. Роман Виктюк поставил эту пьесу для джазовой певицы Нуцы. Песни Пиаф в ее
исполнении полны страсти. Глубокий сильный голос заставляет зал трепетать от
восторга, придавая вполне мелодраматической ситуации пьесы дурманящий аромат
трагедии. «Эдит Пиаф» — спектакль, адресованный самой широкой аудитории. Его
можно рекомендовать для семейного просмотра. Здесь почти нет ничего шокирующего
или экстравагантного. Зато есть простая и вечная как мир история любви
голосистой девчонки и летчика. «Эдит Пиаф» Виктюка показывает, как любовь и
смерть до обидного просто и незаметно переворачивают нашу жизнь.
13 и 14
декабря Театр Романа Виктюка показал
легендарный спектакль «Служанки» (автор произведения - Жан Жене).
Роман Виктюк первым в
Дерзкий, вызывающе театральный спектакль, в котором условности социума
оказываются поводом для восхитительной игры, дарующей актерам и зрителям
желанную свободу. В постановке Романа Виктюка главные роли исполняли звезды
московской сцены и кино: заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Дмитрий Жойдик,
Алексей Нестеренко и Иван Никульча.
Жан Жене
(1910-1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме
роман «Богоматерь цветов» сначала ужасает, а затем восхищает Жана Кокто, который
открывает Жене дорогу во французский литературный мир. Написанные в 1947 году
«Служанки» продолжают проходящую через творчество Жене тему индивидуальной
свободы, вступающей в конфликт с регламентирующим все стороны человеческой жизни
социумом. Роман Виктюк первым в СССР обращается к драматургии Жене (театр «Сатирикон»,
1988), делая дерзкий, вызывающе театральный спектакль, в котором условности
социума оказываются поводом для восхитительной игры, как раз и дарующей искомую
свободу.
15 декабря на ульяновской сцене
актеры Театра Романа Виктюка показали спектакль «Мастер и Маргарита»
М.Булгакова.
Михаил Афанасьевич Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более 10 лет. За это время
менялась концепция произведения, сначала задумывался сатирический роман, но
позднее сатира стала лишь одним из элементов повествования. Известно, что
законченный вариант текста «Романа о дьяволе» писатель собственноручно сжег в
1930 году. Затем последовал ряд редакций нового текста, в котором уже фигурируют
Мастер и Маргарита. Примечательно, что одна из редакций имеет название «Князь
тьмы». Разумеется, о публикации романа в конце 1930-х годов в период разгула
сталинских репрессий не могло быть и речи. Текст долгое время ходил в списках и
был напечатан с купюрами лишь в 1966 году в журнале «Москва».
Роман Виктюк, работая над пьесой по роману «Мастер и Маргарита», учел и
политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста. Советская
эпоха предстает в спектакле со всем абсурдом и нелепостью, здесь властвует
гротеск. Великий бал Полнолуния оказывается шабашом советских вождей, танцуют
бюсты Ленина и Сталина. Тема из «Служанок» Жене «невозможно любить друг друга в
рабстве» получает неожиданное продолжение здесь, и любовь для Мастера и
Маргариты – это прежде всего страдание и боль. За происходящим наблюдает Воланд,
холодный и отстраненный. Спектакль Театра Романа Виктюка – это третье обращение
режиссера к культовому для русской литературы тексту после Вильнюса и Нижнего
Новгорода. По сравнению с предыдущими версиями здесь меньше романтики и больше
философского осмысления феномена сталинской эпохи.
Завершились гастроли спектаклем «R & J: Ромео и Джульетта». Этим
спектаклем Театр Романа Виктюка открывает свой шекспировский цикл. Самая
«нетрагическая» трагедия Шекспира, пронизанная ренессансной радостью принятия
мира, стала поводом для театральной фантазии – полной безудержной игры, иронии,
юношеского максимализма и остроты чувств. Четыре парня среди парусов, лестниц и
канатов разыгрывают вечный сюжет – таковы предложенные режиссером
обстоятельства. Но мало кто знает, что в начале XVII века на одном из
застигнутых штилем чайных клиперов капитан, чтобы отвлечь матросов от пьянства и
драк, ставил с ними другую трагедию Шекспира – великого «Гамлета». Так жизнь в
который раз пересеклась с искусством, предвосхитив неожиданный и провокационный
театральный ход…
|
![]() ![]() ![]() |