|
С 3 июля по 3 августа в Ульяновском областном художественном музее в
связи с проведением в Ульяновской области национального татарского
праздника «Федеральный Сабантуй» работает выставка «Современные
художники Татарстана».
Между Симбирским-Ульяновским краем и Татарией издавна существуют
прочные связи в области культуры и изобразительного искусства.
Многие ульяновские художники
XX
века учились живописи и рисованию в знаменитой Казанской
художественной школе. Среди них такие известные мастера, наши
земляки, как П.С. Добрынин, А.И. Трапицын, М.М. Радонежский.
Культуре обоих регионов принадлежит творчество известного художника
XIX века, выходца из крепостных
Симбирской губернии В.Г. Худякова (1826-1871). Его последняя картина
«Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870), была написана
по живому этюдному материалу, собранному в Казани. Богатое
художественное наследие В.Г. Худякова, хранящееся в музеях
Республики Татарстан, не раз демонстрировалось в Ульяновском
художественном музее.
Общим для всех художников Татарстана конца XX века - начала XXI в.
является опора на традиции. «Культурная память» становится таким же
источником творчества, как и реальные жизненные переживания.
Бережная передача внешних признаков уходящего традиционного уклада,
соседствующих с ритмами новой жизни – характерная черта работ
Ф.Якупова.
Творчество Хамзы Шарипова относится к модернистскому направлению в современном татарском искусстве, которое получило название тат-авангарда. Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским искусством начала XX века. Характерной особенностью картин X. Шарипова является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме, с опорой на символику древних архетипических образов и на традиции искусства народного примитива. К числу главных черт искусства А. Абзгильдина относятся гуманистическая направленность произведений, приобщение к народному творчеству, органическое освоение достижений мирового искусства. Его произведениям присущи графическая четкость, драматизм, стремление к гражданственности. В его картинах находят отражение и мифы, и религия, и национальные культурные традиции. И. Зарипов создает образы, символизирующие генетические корни, «материнское лоно», «татарский дом» и как выражение этих тенденций – луноликих татарских красавиц. Для Зарипова характерна пастозная, густая, плотная фактура письма, хорошо передающая материальность предметов. Он использует приемы «неученого», наивного искусства. Это необходимо художнику для того, чтобы передать не частное, конкретное, но общее, значимое – национальный тип красоты. Какие бы художественные системы, какой бы «исторический» язык не использовали современные художники Республики Татарстан, их искусство отвечает на непростые вопросы современности, призывает искать истину в естественности уклада деревенской жизни, великой глубине библейских и коранических образов, в гармонии природы.
|