18 июня в Каминном зале библиотеки Ульяновской областной научной библиотеки состоялась встреча с известным краеведом, кандидатом исторических наук Жоресом Александровичем Трофимовым, посвящённая 197-й годовщине И. А. Гончарова.

 

Историк и публицист Жорес Трофимов – автор многих документальных книг о Симбирском-Ульяновском крае. Среди них книги о В И. Ленине и семье Ульяновых, о Карамзинской общественной библиотеке, об истории Симбирского театра, а также о многих знаменитых симбирянах – писателях, поэтах. Среди них: «Родня по вдохновенью» (А.С. Пушкин и Н.М. Языков)», «Поэт-симбирянин Николай Языков», «Симбирск и симбиряне», «Симбирск литературный», «Симбирские страницы жизни Дениса Давыдова», «Николай Языков и писатели пушкинской поры», «Жил и умер джентльменом-поэтом», «Николай Благов – поэт и гражданин» и других. Совсем недавно в свет вышли его две книги, посвящённые жизни и творчеству нашего земляка,  писателя И.А. Гончарова – «Наш Гончаров» и «Брат романиста Николай Гончаров», которые посвящены симбирским страницам жизни писателя, его связям с Симбирском, его близким родственникам и знакомым.

На встрече Жорес Александрович рассказал об основных этапах своей работы, поделился своими размышлениями и находками в работе над наследием Гончарова. Темой «Гончаров и родной край» Ж.А. Трофимов занимается давно, с начала 50-х годов. Первая книга, с которой познакомился автор, была книга П.С. Бейсова «Гончаров и родной край». На протяжении ряда лет автор собрал обширный материал о родственниках И.А. Гончарова – его брате Николае Александровиче, двоюродном племяннике Дмитрии Александровиче. В своём выступлении Ж.А. Трофимов затронул тему истоков и прототипов романа «Обрыв». Своими разысканиями он опровергает точку зрения некоторых краеведов, что замысел романа якобы возник у писателя на волжском обрыве рядом с деревней Киндяковка. По архивным материалам у Гончаровых был сад, который простирался вниз от места, где сейчас находится здание филармонии, вниз к Волге. И действие «Обрыва», по мнению писателя, происходит именно в этом гончаровском саду. Это было нужно Гончарову для того, чтобы не искали прототипов среди его близкой родни. Не верно, по мнению Ж.А. Трофимова, утверждение, что брат писателя Николай Гончаров явился прототипом персонажа романа – Леонтия Козлова, скорее всего им был его коллега, гимназический учитель Михаил Иванович Чугунов.

Есть разночтения, касающиеся и пребывания Гончарова в заволжском пансионе. Имение принадлежало, в большей степени, не княгине Хованской, а помещикам Наумовым.

Во время учёбы в Коммерческом училище И.А. Гончаров хорошо овладел искусством рисования и танцев. Это нашло своё отражение в обрисовке персонажей романа «Обрыв».

Говоря о связи Гончарова с Винновской рощей (в то время Киндяковской), Ж.А. Трофимов отметил, что роща издавна была главным местом отдыха горожан, там проводились «маёвки», в которых принимали участие ещё Карамзин и Дмитриев, сам Гончаров, позже Ульяновы и многие известные симбиряне. Гончаров не жил в Киндяковке, а бывал в этих местах.

На встрече Ж.А. Трофимов ответил на вопросы слушателей, которые интересовались потомками Гончарова в России и за рубежом.