|
Детство, учение, окружение
Коля Карамзин родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М.
Е. Карамзина. Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из
библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена,
сочинения Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в
дворянском пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов
профессора Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки;
слушал также лекции в Московском университете.
В 1781 Николай Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге, где
подружился с А. И. и И. И. Дмитриевыми. Это — время не только напряженных
интеллектуальных занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца
Карамзин вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что
воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в
Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву и был
введен в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому
Дружескому ученому обществу (1785).
1785-1789 — годы общения Карамзина с Новиковым, в это же время он также
сблизился с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала
нежная платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные
сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории.
Николай Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское
чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство
благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю жизнь,
выступая в последующие годы в его защиту.
Европейское путешествие,
литературная и издательская деятельность.
Николай Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь
сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение к
масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой он провел
более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он
встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями
умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и
др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном
собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических
деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину,
насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда
парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда
выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было
приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения
(возможно, идя по стопам Жан Жака Руссо), но очень высоко ставил тот уровень
цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.
«Московский журнал» и «Вестник
Европы»
Вернувшись в Москву, Николай Карамзин начал издавать «Московский журнал», в
котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у
читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие
Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в
литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа
сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной
принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его
интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными
опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.
п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол
Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху
«Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил
свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его
подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям
сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России
общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник
Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько
сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение
Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы»,
«Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к
Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а
читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать
читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые
затем будут использованы в «Истории государства Российского».
Исторические труды
В 1801 Николай Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым
браком Карамзин был женат на сводной сестре Петра Андреевича Вяземского (отца
Павла Вяземского), Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до
конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и
помощника в исторических занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с
пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты
библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием
«Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую
историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных
культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших
времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до
Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств,
сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были
опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и
отечественных авторов.
При жизни Николая Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи
экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц —
«пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После 1818 Карамзин
опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после смерти историографа.
«История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло
более десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О
древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой
изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и
подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников:
Павла,
Екатерину II и
Петра I.
В
XIX в. эта записка не была ни разу
опубликована полностью и расходилось в рукописных списках. В советское время она
воспринималась как реакция крайне консервативного дворянства на реформы
М.М.Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю.М.Лотман
вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с
критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху.
Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических
взглядов.
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов,
которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно
угасавший историограф скончался в мае 1826. Николай Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор. |
|