|
12 ноября в
Центре А.А.Пластова состоялась презентация новой выставки «А.А.Пластов. От этюда
к картине».
В экспозицию вошли 12 подлинных
произведений, созданных Пластовым в Прислонихе в 1930-е – 1960-е годы.
Превосходные натурные штудии – пейзажи, портреты, натюрморты – дают редкую
возможность прикоснуться к творческой лаборатории великого Мастера, проследить
кристаллизацию его замыслов, ощутить обаяние пластовской традиции.
Известно, что в основе творческого метода А.А.Пластова лежит натурное видение.
Огромное, по существу, решающее значение в работе над картиной он придавал
практике собирания этюдного материала. Художник заготавливал многие сотни
этюдов, работая по заранее намеченному плану, имея перед собой конкретную
творческую задачу. Он считал, что «…помимо обязательного для художника –
реалиста знания жизни – головой и сердцем,…этюды, то есть непрестанное
упражнение руки и глаза на натуре, дают в конце концов необходимое чувство меры
и лёгкость исполнения, верность и силу удара кисти, что приводит к чудесному их
контакту, когда ты можешь сказать: что вижу, то умею».
Этюды А.А.Пластова, представленные на выставке, полны артистизма, остроты,
свежести восприятия жизни, в них буквально пульсирует страстное беспокойство
духа от встречи с натурой. Это пейзажи настроения, тесно связанные с внутренним
миром человека («Март», «Тагайские леса», «Зелёная рожь»). Привычные мотивы
каждый раз будто заново увидены и переданы с особым восторженно – трепетным
чувством.. Это портреты жителей Прислонихи, привлекающие метко схваченной
характерностью внешнего облика и личностным своеобразием душевного мира
(портреты В.Киселёва, Н.Шарымова, В.Лотина). Каждый мазок художника –
свидетельство его взволнованного сочувствия модели, «отзывчивости сердца к малым
людям».
А.А.Пластову не нужно было долго изучать натуру. Большинство этюдов выполнено
быстро, в один сеанс. В них нашли отражение традиции русского импрессионизма –
работы отличаются композиционной завершённостью и одновременно
непосредственностью первого впечатления. Буквально на наших глазах происходит
смещение строгих границ между категориями этюда и картины, переосмысление роли
этюда. Натурные этюды А.А.Пластова предстают перед нами как завершённые,
самостоятельные произведения, помогающие
художнику найти и показать «…то зерно бытия, без которого нет настоящего
искусства».
Этюды А.А.Пластова бережно сохранены
и любезно предоставлены для экспонирования семьёй художника.
|
|