13 ноября
В мире отметили День слепых, приуроченный ко дню рождения Валентина Гаюи
– основоположника тифлопедагогики, одного их первых просветителей для
слепых во Франции и России.
С 1987 года Россия
присоединилась к международному движению и с этого времени ежегодно проводит
Дни, Недели, Декады Белой трости.
Это возможность привлечь
внимание общества и власти к проблемам незрячих, встать на защиту их достоинств,
прав, благополучия и равных со всеми остальными членами общества возможностей.
В Ульяновской областной специальной библиотеке для слепых в рамках Декады Белой
трости
прошли мероприятия, на которых была представлена возможность
зрячим людям увидеть и познакомиться с
достижениями и проблемами
незрячих.
Совместно с культурно-спортивным реабилитационным
центром Всероссийского общества слепых была организована
литературно-музыкальная композиция «Мир
открыт для всех».
Яркая творческая жизнь
людей с ограниченными возможностями, их серьезные профессиональные достижения и
стремление жить здесь и сейчас еще раз
доказывают, что мир открыт для всех и являются убедительным примером
жизнестойкости и полноценности человека с
ограниченными возможностями для
всего общества.
Состоялось выступление заведующей отделом обслуживания Липатовой Валентины
Сергеевны с темой «Профессиональная
техника общения библиотекаря с читателями-инвалидами по зрению» на областном
семинаре «Библиотекарь в мире меняющихся библиотечных стандартов»;
13 ноября был организован круглый стол «Роль специальной библиотеки для слепых в
период становления системы инклюзивного образования: проблемы и перспективы»
собрала ведущих специалистов Министерства образования, библиотекарей,
практикующих тифлопедагогов и дефектологов, родительскую общественность.
Директор Ульяновской
областной специальной библиотеки для
слепых Галина Андреевна Кириллова, приветствуя участников круглого стола
отметила, что оперативное
информационное обеспечение незрячих людей с целью наиболее полной реабилитации и
интеграции их в общество, является первоочередной задачей современной
библиотеки.
Ведущая роль специальной
библиотеки в информационном сопровождении
ребенка с нарушением зрения и его родителей, в социокультурной
реабилитации детей с ограниченными возможностями, диктует
и новые требования и возможности
библиотеки в образовательном процессе слепых и слабовидящих.
По мнению Галины Андреевны, это может
быть выражено в работе Центра оперативной полиграфии учебных изданий для слепых
и слабовидящих на базе библиотеки. Это перспективные задачи областной
специальной библиотеки для слепых.
Говоря о приоритетах
интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в
общеобразовательных учреждениях, специалист Министерства образования Ульяновской
области Марина Валентиновна Мясникова, называла и ряд проблем, такие как:
система методического обеспечения педагогических технологий; кадровое
обеспечение в системе подготовки и переподготовки специалистов; индивидуальный
подход к составлению образовательных программ и создание адекватной безбарьерной
среды в массовой школе; изменение отношения современного общества к людям с
ограниченными возможностями.
Одним из вариантов
решения данных проблем является развитие в
Российской Федерации института инклюзивного образования.
Все участники круглого
стола отметили, что адаптация и реабилитация детей – инвалидов по зрению в
рамках интеграционного обучения возможна лишь в комплексе и системе
мер, где в равной степени необходима
работа и самого ребенка, и родителя, и специалиста.
|