![]() ![]() ![]() |
21 ноября в коллекцию графики Ульяновского областного художественного музея были возвращены после реставрации "Этюд женской головы" А. Е. Егорова и "Портрет Л.А. Поливановой" В.В.Князева.
Произведения проходили реставрацию во Всероссийском художественном
научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря.
"Этюд женской головы" принадлежит кисти А. Е. Егорова (1776-1851), одного из
представителей русского классицизма 1-ой пол. 19 века, академика живописи,
выпускника и преподавателя Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств,
учителя выдающихся русских художников Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.А. Иванова,
А.В. Ступина и др. Вторая поступившая работа "Портрет Л.А. Поливановой"
выполнена художником В.В. Князевым в
1874 году.
С момента создания этих рисунков прошло от 135 до 200 лет. Время их не пощадило.
При поступлении на реставрацию первый рисунок по горизонтали был разорван на две
части и грубо приклеен на толстый картон желтоватого цвета. Можно было наблюдать
следы воздействия окружающей среды в виде
общего пожелтения и хрупкости основы, следы жизнедеятельности человеческой в
виде механических повреждений и пятен различного происхождения и даже жизни
насекомых в виде следов от их
экскрементов. Состояние сохранности второго рисунка в отличие от первого,
выполненного на качественной
тряпичной бумаге, предположительно, ручного отлива, усугублялось тем, что бумага
была менее прочной с преобладанием в ее составе древесной массы.
Реставрация – процесс сложный и длительный. По сути – это повторное рождение
произведения. Возрождали наши вещи опытные реставраторы Центра Е.А. Серегина и
И.С. Белякова. Успех реставрации во многом определился профессиональным
мастерством специалистов, их умением постичь тонкости авторского исполнения и
при необходимости деликатно вмешаться в него. Реставраторы Всероссийского
художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
блестяще справились с этой задачей.
Каждый графический лист подвергся в среднем 16 реставрационным процессам. С
поверхности листа с изображением женской головы первоначально удалили
загрязнения с помощью скальпеля, ластика и мягкой кисти. Затем работу поместили
в ванну с водой и удали во влажном состоянии дублировочный картон методом
расслаивания и старый клей. Лист распался по разрыву на две части. Эти части
промыли от желтизны в ванне с проточной водой и обработали химическими
растворами с целью отбеливания и удаления пятен. Лист снова поместили в ванну с
проточной водой уже для удаления реагентов. Полосками японской бумаги
специальным клеем склеили разрывы, изломы. Для укрепления авторский лист
сдублировали (наклеили) на равнопрочную бумагу и поместили под пресс. И,
наконец, цветными карандашами и пастелью
провели тонирование в местах склеек, утрат и потертостей красочного слоя. Работы
оформили в паспарту и под стекло. В таком виде они возвращены в музей. В
ближайшее время их смогут увидеть посетители.
|
![]() ![]() ![]() |