23 октября cостоялось второе внеочередное расширенное  заседание  Совета Центра духовно-нравственного развития детей и молодежи Ульяновской области.

   

К обсуждению вопроса о введение ювенальной юстиции  были приглашены: судья Ульяновского областного суда - Елена Геннадьевна Москалева,  начальник отдела Департамента начального, общего и дополнительного  образования Ульяновской области Людмила Анатольевна Хижняк, заместитель директора Некоммерческого партнерства «Родительское собрание» Максим Игоревич Терляев, Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Ульяновской области Константин Александрович  Долинин, отец Николай Архангельский-руководитель отдела образования и катехизации  Симбирско - Мелекесской епархии и члены Совета.

На сегодняшний день в Российской Федерации законом не предусмотрена специализация судебной системы по рассмотрению уголовных дел малолетних и несовершеннолетних правонарушителей. Не создана и  практика оказания необходимой помощи и защиты детей- жертв  преступлений.

Серьезным поводом к обсуждению  данного вопроса послужило и внимание Президента РФ к фактам  неуклонного роста нарушения законодательства о правах и законных интересах детей. Решение этого вопроса  находится в стадии эксперимента. С 2002 года 20 регионов РФ включились в пилотный проект внедрения ювенальных судов  на территории России.

Обращаясь к исторической справке, следует сказать, что ювенальная юстиция как система судопроизводства  для несовершеннолетних существовала еще в дореволюционной  России. Суды по делам несовершеннолетних решали больше  педагогические задачи, отказавшись от идеи возмездия и наказания. В советской России этот опыт нашел воплощение в организации коммун, но ювенальная юстиция в ее подлинном виде так и не была организованна.

Современные ювенальные технологии гораздо шире и предполагают экономию уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия, социальную адаптацию несовершеннолетних, оказавших в конфликте с законом и предупреждение рецидива.

Вопрос о необходимости создания системы ювенальной юстиции вызван  теми обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права. Соответственно, все  международные стандарты  юстиции (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, «Пекинские правила» и т.д.) вступили в силу и на территории Российской Федерации. Создание специализированной судебной системы для несовершеннолетних было предусмотрено и  Концепцией судебной реформы 1991 г.

Международная практика  ювенальной юстиции неоднозначна и связана, прежде всего, с тем, что  несовершеннолетний ребенок становится полноценным субъектом правовых взаимоотношений, где юридическая доминанта прав ребенка ограничивает воспитание и влияние родителей. В связи с этим на заседание Совета, звучали опасения о том, что ограничивая родительскую власть, мы отдает ребенка под власть массовой культуры, которая несет растление и деградацию.

Полемика возникла в части создания нового  правового института или усовершенствования уже существующих  воспитательных, образовательных и восстановительных технологий. Протоиерей Отец Николай Архангельский, от лица русской православной церкви высказал мысль о противоречии идеи  ювенальной юстиции традиционной культуре народов РФ, так как отменяется  патриархальная вертикаль подчинения в семье, и ювенальная юстиция здесь выступает как механизм разрушения института семьи. Положение детей в российском обществе таково, что позволяет говорить о них как о дискриминируемой социальной группе.

Уполномоченный по правам ребенка, Константин Александрович  Долинин, отметил, что ювенальная юстиция сегодня -это комплекс и система мер, направленных на защиту жизни  и прав ребенка. И предложил в широком масштабе исследовать общественное мнение, призвать гражданское население к обсуждению этого вопроса. Одна из важных задач, по его мнению, это формирование потребности в ювенальной юстиции в обществе, а не со стороны государственных органов.

По итогам заседания было предложено  создать экспертную группу по вопросам внедрения механизмов ювенальной юстиции, подготовить  письмо- обращение к Губернатору – Председателю Правительства Ульяновской области, организовать и провести  научно-практическую конференцию по данным  вопросам.