#G0

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

 

05 февраля 2008                                                                                         № 45-пр

                                                                                                                                        

 

г. Ульяновск

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Концепции областной

целевой программы «Основные направления государственной

поддержки традиционной народной культуры на территории

Ульяновской области» на 2009-2011 годы

 

 

В целях содействия развитию культуры на территории Ульяновской области:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию областной целевой программы  «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (приложение № 1).

1.2. Государственным заказчиком областной целевой программы                            «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области.

1.3. Состав рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (приложение № 2).

2. Департаменту культуры и архивного дела Ульяновской области в срок до 01 апреля 2008 года внести проект областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы на рассмотрение Правительства Ульяновской области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области    Большакова А.М.

 

 

 

Губернатор – Председатель

Правительства области                                                                                                                                       С.И. Морозов  


                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                                                         к распоряжению Правительства

                                                                                     Ульяновской области

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

областной целевой программы «Основные направления

государственной поддержки традиционной народной культуры

на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы

 

  1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетам

развития Ульяновской области, закреплённым в комплексной

программе экономического и социального развития

Ульяновской области

        

Основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Государственная политика в области культуры базируется на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства.

Приоритетные направления государственной политики в сфере культуры нашли своё отражение  в комплексной программе экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы, утверждённой Законом Ульяновской области от 05.05.2005 № 030-ЗО «Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы», и сформулированы следующим образом:

обеспечение доступности для населения социокультурных услуг через реконструкцию аварийных зданий учреждений культуры, укрепление их материально-технической базы, через модернизацию учреждений культуры и искусства, использование новых технологий и современного оборудования в их деятельности;

обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий области путём создания интегрированных культурно-досуговых учреждений, социокультурных центров, оснащение их необходимым оборудованием, приобретение автоклубов;

масштабное развитие кадрового потенциала области.

         Исходя из приоритетов развития Ульяновской области в сфере культуры назрела необходимость разработки областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (далее – Программа), направленной на реализацию системы мер  по сохранению, поддержке и развитию традиционной народной культуры на территории Ульяновской области.

Под традиционной народной культурой понимается всё многообразие национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских, нематериальное культурное наследие,  исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремёсла и народные промыслы – всё то, что передаётся от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся обществом.

Актуальность Программы определена тем, что в  Ульяновской области, согласно исследованиям российских учёных Института этнографии и антропологии Российской академии наук, лаборатории традиционной культуры Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова сосредоточены уникальные образцы традиционной народной культуры, которые в данное время находятся на стадии исчезновения. Это  богатейшая песенная культура, народная хореография, декоративно-прикладное искусство, этнокультурные традиции,  обряды, обычаи, верования народов Среднего Поволжья.

Важнейшую роль в деле сохранения и развития традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, областные методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования.

 В сфере культурно-досуговой деятельности сформировался комплекс проблем, требующих немедленного  вмешательства. Это низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие специалистов, что  обусловило появление тенденции закрытия и перепрофилирования учреждений культуры и, как следствие, сокращение возможности получения населением области социокультурных услуг. Вместе с тем на территории области именно культурно-досуговые учреждения занимают место  своеобразной «экологической ниши», являются средой формирования культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование снижают возможность участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишают подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Традиционная народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности. В Ульяновской области  в  3960  творческих коллективах занимается  53,3 тыс. человек, из которых 54 процента составляют дети и подростки. Но именно в данной сфере наиболее актуальны упомянутые выше проблемы материально-технического оснащения и материального стимулирования специалистов.

Более 20 процентов культурно-досуговых учреждений находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Всё это сказывается как на качестве их работы, так и на кадровом потенциале: учреждения, работающие в области традиционной народной культуры, лишь наполовину укомплектованы специалистами с высшим и средним специальным образованием, более 40 процентов работников не имеют специального образования в сфере культуры.

Комплексное решение проблем сохранения и развития традиционной народной культуры в местах её бытования требует государственной поддержки. Без укрепления материально-технической базы учреждений культуры, оснащения их автоклубами для работы в отдалённых населённых пунктах, без создания модельных клубов, информационно-методических, национально-культурных центров, на базе которых можно сохранять, развивать, передавать потомкам драгоценный опыт, накопленный поколениями, без обучения кадрового потенциала, способного прививать с детства принципы народной педагогики и народной философии, невозможно сохранить самобытность народа, в том числе населения Ульяновской области.

 

2. Обоснование необходимости решения проблемы

программно-целевым методом

 

Развитие традиционной народной культуры в Российской Федерации и Ульяновской области требует комплексного системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблем, сформировавшихся в сфере культурно-досуговой деятельности в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Вышесказанное обуславливает целесообразность применения програм-мно-целевого метода, который является основой государственной стратегии в сфере культуры, призванной повысить эффективность использования бюджетных средств, дать весомые основания для того, чтобы заменить недостаточное финансирование на стратегию планомерного увеличения государственных инвестиций, привести к восстановлению в обществе традиционного русского понимания культуры как самого прочного фундамента социального развития.

Основные программные мероприятия предусматривают систему мер по сохранению традиционной народной культуры:

1) нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры в Ульяновской области, предполагающее  формирование пакета модельных нормативных документов, регламентирующих развитие и сохранение традиционной народной культуры;

2) научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной  народной культуры, прдусматривающее:

создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре, фольклору, этнографии и ремёслам, в том числе печатных и рукописных памятников, аудио- и видеодокументов, фотоматериалов, связанных с традиционной народной культурой;

продолжение исследований основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры посредством проведения фольклорно –этнографических  экспедиций, мониторингов;

пополнение фондов музеев уникальными произведениями  самобытных художников Ульяновской области;

создание  национально-культурных центров, домов ремёсел и фольклора;

создание антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск сборников и каталогов;

издание литературы по вопросам сохранения и развития традиционной народной культуры;

3) кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры, включающее:

организацию и проведение  обучающих семинаров, лекций, курсовой подготовки,  мастер-классов, творческих лабораторий  для специалистов  учреждений культуры;

организацию курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений на территории Ульяновской области и других регионов;

организацию государственного заказа на переподготовку специалистов  соответствующего профиля;

дальнейшее развитие целевой контрактной подготовки специалистов в  образовательных учреждениях;

4) укрепление материально-технической базы учреждений культуры, предусматривающее: 

проведение ремонтных работ областных государственных и муниципальных учреждений культуры;

приобретение современных автоклубов для муниципальных учреждений культуры;

создание модельных клубов в муниципальных образованиях Ульяновской области;

создание  и техническое переоснащение на базе действующих учреждений культуры специализированных фольклорно-этнографических и национально - культурных центров и домов ремёсел;

5) организация системы государственного стимулирования в виде:

поддержки профессиональных коллективов и лучших  самодеятельных  народных коллективов муниципальных и областных государственных  учреждений  культуры  через творческие конкурсы;

создания цикла передач, видеофильмов, видеосюжетов о носителях традиционной народной культуры;

освещения в региональных средствах массовой информации состояния и развития традиционной народной культуры, популяризации традиционной народной культуры;

6) организация и проведение  традиционных праздников, конкурсов, фестивалей с целью популяризации и развития  народного художественного творчества.

Реализация намеченных мероприятий требует использования эффективных механизмов и методов для динамичного развития традиционной народной культуры. Для решения поставленных задач необходимость применения программно-целевого метода бесспорна.

 

  

3. Прогноз развития проблемы в рассматриваемой сфере

без применения программно-целевого метода

 

В предыдущих разделах настоящей Концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы развития традиционной народной культуры. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, при сохранении сложившейся ситуации в развитии сферы культуры неизбежны:

дальнейшее ухудшение материально-технической базы учреждений культуры и невозможность реализации большей частью населения области права на получение культурных услуг и самореализации в сфере культуры;

утрата традиционной народной культуры, народного художественного творчества, нематериального культурного наследия области;

утрата носителей и распространителей нематериальных и духовных традиций народной культуры;

сокращение количества коллективов народного художественного творчества;

сокращение количества культурно-досуговых мероприятий, народных праздников и фестивалей;

сокращение профессиональных кадров в сфере культуры.

В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведёт к серьёзным негативным последствиям.

Координирующую роль в этом направлении должна сыграть Программа, которая обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения традиционной народной культуры, позволит создать оптимальные условия и всестороннюю поддержку для  изучения, сохранения и восстановления традиционной народной  культуры как фундаментального фактора культурной идентификации и основы социокультурной деятельности в Ульяновской области.

В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода эффективное решение проблем сохранения традиционной народной культуры невозможно.

 

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка

преимуществ и возможных негативных последствий каждого

из возможных вариантов

 

Основываясь на анализе состояния традиционной народной культуры в Ульяновской области и учитывая, что источником традиционной народной культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации муниципальных учреждений культуры и переподготовке специалистов.

В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем.

Первый вариант – без использования программно-целевого метода – является инерционным и не способен решить комплекс проблем в сфере традиционной народной культуры.

Общий объём финансирования культуры в муниципальных образованиях Ульяновской области возрастает с каждым годом. Однако в качестве основы для определения объёмов бюджетного финансирования, как правило, принимается не реальная потребность, а показатели предыдущего года, скорректированные в сторону увеличения с учётом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством экономики Ульяновской области и Министерством финансов Ульяновской области. Таким образом, не принимается в расчёт действительная потребность в средствах на проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому переоснащению учреждений культуры и других мероприятий. Существующая слабая материальная база отдельных учреждений культуры не может не отражаться на качестве и результативности предоставления  услуг культуры. Качество и результативность предоставления услуг культуры связаны также с профессионализмом работников культуры, который напрямую зависит от образования, обучения и уровня материальной обеспеченности. Развитие сферы культуры без использования программно-целевого метода не обеспечит позитивных результатов.

Второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. В основе его лежит системный подход к решению проблемы развития и сохранения традиционной народной культуры через:

нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры;

научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры;

кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры;

организацию системы государственного стимулирования;

организацию и проведение  праздников, конкурсов, фестивалей с целью популяризации и развития народного художественного творчества.

Реализация мероприятий Программы позволит улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, внедрить новые технологии и повысить социальный статус работника культуры, возродить творческие объединения и предприятия народно-художественных промыслов. Этот вариант предполагает развитие единого культурного и информационного пространства на всей территории области путём создания условий для обеспечения доступа жителей  к культурным ценностям, права на свободу творчества, активного участия в деле сохранения  и развития местных народных традиций.

Основными преимуществами использования программно-целевого метода являются:

комплексный подход к решению проблемы;

распределение полномочий и ответственности;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.

Риском применения указанного метода может стать недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы, устранение которого возможно  посредством корректировки и уточнения  программных мероприятий.         

5. Предложения по целям, задачам, целевым индикаторам

Программы и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

 

Выбор целей и задач Программы обусловлен приоритетами, обозначенными в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)», постановлении Правительства Ульяновской области от 15.06.2006                    № 15/193 «Об утверждении основных направлений сокращения различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области на 2006-2010 годы», распоряжении Правительства Ульяновской области от 11.12.2007  № 771-пр «Об утверждении Плана по содействию в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области».

Цели Программы:

  создание условий для реализации конституционного права граждан, проживающих на территории Ульяновской области, на получение культурных услуг и участие в культурной деятельности, сохранение и развитие своих этнокультурных традиций;

вовлечение в сферу традиционной народной культуры различных возраст-ных и социальных групп населения Ульяновской области.

Основные задачи Программы:

повышение интереса населения Ульяновской области к традиционной народной культуре;

осуществление деятельности  по сохранению и развитию традиционной народной культуры;

укрепление кадрового потенциала для обеспечения развития традиционной народной культуры;

организация системы государственного стимулирования;

укрепление материально-технической базы  учреждений культуры;

увеличение количества потребителей культурных услуг и участников коллективов народного творчества и  любительских объединений.

Реализацию Программы предполагается осуществить в три этапа:

         I этап – 2009 год;

         II этап – 2010 год;

         III этап – 2011 год.

 

 

 

 

 

Динамика целевых индикаторов Программы по этапам её реализации в сравнении с предыдущими годами:

 

п/п

 

Целевой индикатор

 

2006 г.

 

2007 г.

Значение  на  конец каждого этапа реализации Программы

2009г.

2010г.

2011г.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Доля охвата населения основными программными мероприятиями от общего числа жителей Ульяновской области (%)

 

 

 

 

3,0

 

 

 

 

3,0

 

 

 

 

4,0

 

 

 

 

5,0

 

 

 

 

6,0

2.

 

Доля фольклорных коллективов от общего числа коллективов народного творчества (%)

 

 

0,5

 

 

0,5

 

 

0,7

 

 

0,9

 

 

1,0

3.

Доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников коллективов народного творчества

 

 

 

0,8

 

 

 

0,8

 

 

 

0,9

 

 

 

1,0

 

 

 

1,5

4.

Доля жителей Ульяновской области, занимающихся в любительских объединениях и кружках,  от  общего  числа жителей  Ульяновской  области (%)

 

 

 

 

 

3,9

 

 

 

 

 

4,0

 

 

 

 

 

4,5

 

 

 

 

 

4,7

 

 

 

 

 

5,0

5.

Доля детей до 14 лет – участников клубных формирований  от общего числа детей школьного возраста в Ульяновской области (%)

 

 

 

 

22,7

 

 

 

 

22,8

 

 

 

 

22,9

 

 

 

 

23,0

 

 

 

 

23,0

6.

Доля специалистов, прошедших обучение и переподготовку по традиционной народной культуре, от общего числа специалистов в сфере культуры (%)

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

1,2

 

 

 

 

 

1,3

 

 

 

 

 

3,8

7.

Доля коллективов, получивших государственную поддержку  за сохранение и развитие традиционной народной культуры, от общего числа коллективов народного творчества

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0,6

 

 

 

 

 

 

0,7

 

 

 

 

 

 

0,8

8.

Доля отремонтированных учреждений культуры  от  общего числа учреждений культуры  через реализацию Программы   (%)

 

 

 

 

0

 

 

 

 

8,3

 

 

 

 

18,1

 

 

 

 

22,2

 

 

 

 

54,5

9.

Доля  технически переоснащённых учреждений культуры от общего числа культурно-досуговых учреждений через реализацию Программы (%)

 

 

 

 

0

 

 

 

 

2,2

 

 

 

 

5,8

 

 

 

 

6,2

 

 

 

 

17,3

10.

Доля  внедрения новых моделей учреждений культуры от общего числа учреждений (%)

 

 

0

 

 

0

 

 

4,5

 

 

4,8

 

 

5,0

11.

Доля обновления автоклубов от общего числа автоклубов (%)

 

 

0

 

 

0

 

 

31,0

 

 

68,0

 

 

95,4

 

6. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы

 

Финансирование Программы планируется за счёт областного бюджета Ульяновской области с привлечением средств бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Предполагаемый   объём   финансирования  мероприятий  Программы   за счёт  средств  областного  бюджета  Ульяновской  области  составляет  366,82 млн. рублей, в том числе по годам:

2009 год – 122,5 млн. рублей;

2010 год – 120,06 млн. рублей;

2011 год – 124,26 млн. рублей.

 

7. Предварительная оценка  ожидаемой эффективности и результативности программно-целевого метода решения проблемы

 

Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет оцениваться ежегодно на основе целевых индикаторов, указанных в разделе 5.

Планируемый эффект от реализации Программы выражается:

в  увеличении   охвата   населения  программными  мероприятиями – до  65 тыс. человек;

в увеличении количества жителей области, занимающихся в кружках и любительских объединениях, в том числе народным творчеством, – каждый 20 житель (в 2007 году –  каждый 24);

в подготовке и переподготовке специалистов по традиционной народной культуре – более 60 человек;

в финансовой  поддержке творческих коллективов, сохраняющих и развивающих традиционную народную культуру, – около 30;

в проведении праздников и фестивалей народного творчества, традиционной народной культурыне  менее 20 ежегодно;

в укреплении материально-технической базы и внедрении новых моделей учреждений культуры:

осуществление ремонта 4 областных государственных учреждений культуры с 3 филиалами и 60 муниципальных учреждений культуры;

 приобретение 21 автоклуба для муниципальных образований;

создание и техническое оснащение 40 модельных клубов, 30 информационно-методических центров, 4 национально-культурных центров и 3 домов фольклора и ремёсел;

         Основной показатель эффективности реализации Программы – научно- методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры:

создание Антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск сборников и каталогов;

издание областного периодического журнала по традиционной народной культуре;

переиздание крупнейших сборников фольклора XIX века по Симбирской губернии;

рост числа этнографических фольклорных коллективов, художественных мастерских, творческих объединений;

создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре и ремёслам;

Оценка эффективности реализации Программы проводится путём сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на ситуацию в сфере традиционной народной культуры.

Интегральная оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой значений целевых индикаторов и реально достигнутых результатов.

 

 

8. Предложения по государственным заказчикам Программы

Государственным заказчиком Программы целесообразно определить Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области.

 

9. Предложения по основным направлениям финансирования,

 срокам и этапам реализации Программы

 

Наименование разделов Программы

Объём финансирования (млн. руб.)

Всего

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Научно-методическое обеспечение                     сохранения и развития традиционной народной культуры

 

 

4,39

 

 

1,83

 

 

1,23

 

 

1,33

Материально-техническое обеспечение учреждений культуры

 

346,0

 

115,2

 

113,4

 

117,4

Кадровое обеспечение развития

традиционной народной культуры

 

4,75

 

1,55

 

1,55

 

1,65

Организация системы государственного стимулирования

 

2,68

 

0,92

 

0,88

 

0,88

Организация фольклорных фестивалей и праздников

 

9,0

 

3,0

 

3,0

 

3,0

Всего

366,82

122,5

120,06

124,26

 

Из вышеизложенного следует, что для обеспечения доступности для населения социокультурных услуг, обеспечения единства культурного пространства, активного включения населения в культурную деятельность целесообразно реализовать Программу по предложенному варианту.

 

 

__________________

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к распоряжению Правительства

Ульяновской области

 

 

 

 

СОСТАВ

 рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы
 «Основные направления государственной поддержки

традиционной народной культуры  на территории 

Ульяновской области» на 2009-2011 годы

 

                                           Руководитель рабочей группы

 

Драгунова Т.И.

-

начальник отдела культуры, кинематографии, образования и аналитической работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области

Члены рабочей группы:

 

 

Иванова М.С.

-

начальник отдела традиционной народной культуры областного государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства»

 

Карвалейру А.М.

-

ведущий консультант отдела культуры, кинематографии, образования и аналитической работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области

 

Павлеева Е.А.

-

начальник экономического отдела Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области

 

Селезнёва В.А.

-

заместитель директора областного государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства»

 

Сорочкина Л.К.

-

главный бухгалтер областного государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства»

 

Туркова Д.В.

-

главный специалист отдела культуры, кинематографии, образования и аналитической работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области

 

Туркова Н.М.

-

заместитель директора областного государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства»

 

 

Ходакова И.М.

-

начальник  информационно-издательского отдела областного государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства».

 

 

_________________________