ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
05 февраля 2008
№ 45-пр
г. Ульяновск
Об утверждении Концепции областной
целевой программы «Основные направления государственной
поддержки традиционной народной культуры на территории
Ульяновской области» на 2009-2011 годы
В целях содействия развитию культуры на территории Ульяновской области:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию областной целевой программы
«Основные направления государственной поддержки традиционной народной
культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (приложение №
1).
1.2.
Государственным заказчиком областной целевой программы
«Основные
направления государственной поддержки традиционной народной культуры на
территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы Департамент культуры и
архивного дела Ульяновской области.
1.3. Состав рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы
«Основные направления государственной поддержки традиционной народной
культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (приложение №
2).
2.
Департаменту культуры и архивного дела Ульяновской области
в срок до 01 апреля 2008 года внести проект областной целевой программы
«Основные направления государственной поддержки традиционной народной
культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы
на рассмотрение Правительства Ульяновской
области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства Ульяновской области
Большакова А.М.
Губернатор – Председатель
Правительства области
С.И. Морозов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к распоряжению Правительства
Ульяновской области
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы «Основные направления
государственной поддержки традиционной народной культуры
на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы
Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетам
развития Ульяновской области, закреплённым в комплексной
программе экономического и социального развития
Ульяновской области
Основной целью государственной политики в области культуры является
обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей
накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Государственная
политика в области культуры базируется на признании основополагающей роли
культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества,
сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства.
Приоритетные направления государственной политики в сфере культуры нашли
своё отражение в комплексной
программе экономического и социального развития Ульяновской области на
2005-2010 годы, утверждённой Законом Ульяновской области от 05.05.2005 №
030-ЗО «Об утверждении комплексной программы экономического и социального
развития Ульяновской области на 2005-2010 годы», и сформулированы следующим
образом:
обеспечение доступности для населения социокультурных услуг через
реконструкцию аварийных зданий учреждений культуры, укрепление их
материально-технической базы, через модернизацию учреждений культуры и
искусства, использование новых технологий и современного оборудования в их
деятельности;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для
жителей различных территорий области путём создания интегрированных
культурно-досуговых учреждений, социокультурных центров, оснащение их
необходимым оборудованием, приобретение автоклубов;
масштабное развитие кадрового потенциала области.
Исходя из приоритетов развития Ульяновской области в сфере культуры
назрела необходимость разработки областной целевой программы «Основные
направления государственной поддержки традиционной народной культуры на
территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы (далее – Программа),
направленной на реализацию системы мер
по сохранению, поддержке и развитию традиционной народной культуры на
территории Ульяновской области.
Под традиционной народной культурой понимается всё многообразие
национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских,
нематериальное культурное наследие,
исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремёсла и
народные промыслы – всё то, что передаётся от поколения к поколению,
постоянно воссоздаётся обществом.
Актуальность Программы определена тем, что в
Ульяновской области, согласно исследованиям российских учёных
Института этнографии и антропологии Российской академии наук, лаборатории
традиционной культуры Ульяновского государственного педагогического
университета им. И.Н. Ульянова сосредоточены уникальные образцы традиционной
народной культуры, которые в данное время находятся на стадии исчезновения.
Это богатейшая песенная
культура, народная хореография, декоративно-прикладное искусство,
этнокультурные традиции,
обряды, обычаи, верования народов Среднего Поволжья.
Важнейшую роль в деле сохранения и развития традиционной народной культуры
играют культурно-досуговые учреждения, областные методические центры,
народные отделения учреждений дополнительного и профессионального
образования.
В сфере культурно-досуговой
деятельности сформировался комплекс проблем, требующих немедленного
вмешательства. Это низкий уровень финансирования,
неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие
специалистов, что обусловило
появление тенденции закрытия и перепрофилирования учреждений культуры и, как
следствие, сокращение возможности получения населением области
социокультурных услуг. Вместе с тем на территории области именно
культурно-досуговые учреждения занимают место
своеобразной «экологической ниши», являются средой формирования
культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование снижают возможность
участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишают подрастающее
поколение возможности развития творческих способностей. Традиционная
народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности.
В Ульяновской области в
3960 творческих
коллективах занимается 53,3
тыс. человек, из которых 54 процента составляют дети и подростки. Но именно
в данной сфере наиболее актуальны упомянутые выше проблемы
материально-технического оснащения и материального стимулирования
специалистов.
Более 20 процентов культурно-досуговых учреждений находятся в
неудовлетворительном техническом состоянии. Всё это сказывается как на
качестве их работы, так и на кадровом потенциале: учреждения, работающие в
области традиционной народной культуры, лишь наполовину укомплектованы
специалистами с высшим и средним специальным образованием, более 40
процентов работников не имеют специального образования в сфере культуры.
Комплексное решение проблем
сохранения и развития традиционной народной культуры в местах её бытования
требует государственной поддержки. Без укрепления материально-технической
базы учреждений культуры, оснащения их автоклубами для работы в отдалённых
населённых пунктах, без создания модельных клубов,
информационно-методических, национально-культурных центров, на базе которых
можно сохранять, развивать, передавать потомкам драгоценный опыт,
накопленный поколениями, без обучения кадрового потенциала, способного
прививать с детства принципы народной педагогики и народной философии,
невозможно сохранить самобытность народа, в том числе населения Ульяновской
области.
2. Обоснование необходимости решения проблемы
программно-целевым методом
Развитие традиционной народной культуры в Российской Федерации и Ульяновской
области требует комплексного системного подхода. В этой связи разработка
Программы является оптимальным решением проблем, сформировавшихся в сфере
культурно-досуговой деятельности в условиях реформирования бюджетного
процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на
управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым
методам бюджетного планирования.
Вышесказанное обуславливает целесообразность применения програм-мно-целевого
метода,
который является основой государственной стратегии в сфере культуры,
призванной повысить эффективность использования бюджетных средств, дать
весомые основания для того, чтобы заменить недостаточное финансирование на
стратегию планомерного увеличения государственных инвестиций, привести к
восстановлению в обществе традиционного русского понимания культуры как
самого прочного фундамента социального развития.
Основные программные мероприятия предусматривают систему мер по сохранению
традиционной народной культуры:
1) нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры в
Ульяновской области,
предполагающее формирование
пакета модельных нормативных документов, регламентирующих развитие и
сохранение традиционной народной культуры;
2) научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной
народной культуры, прдусматривающее:
создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной
культуре, фольклору, этнографии и ремёслам, в том числе печатных и
рукописных памятников, аудио- и видеодокументов, фотоматериалов, связанных с
традиционной народной культурой;
продолжение исследований основных направлений, видов, жанров и форм
региональной народной художественной культуры посредством проведения
фольклорно –этнографических
экспедиций, мониторингов;
пополнение фондов музеев уникальными произведениями
самобытных художников Ульяновской области;
создание национально-культурных
центров, домов ремёсел и фольклора;
создание антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск
сборников и каталогов;
издание литературы по вопросам сохранения и развития традиционной народной
культуры;
3) кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры, включающее:
организацию и проведение
обучающих семинаров, лекций, курсовой подготовки,
мастер-классов, творческих лабораторий
для специалистов
учреждений культуры;
организацию курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений
на территории Ульяновской области и других регионов;
организацию государственного заказа на переподготовку специалистов
соответствующего профиля;
дальнейшее развитие целевой контрактной подготовки специалистов в
образовательных учреждениях;
4) укрепление
материально-технической базы учреждений культуры, предусматривающее:
проведение ремонтных работ областных государственных и муниципальных
учреждений культуры;
приобретение современных автоклубов для муниципальных учреждений культуры;
создание модельных клубов в муниципальных образованиях Ульяновской области;
создание и техническое
переоснащение на базе действующих учреждений культуры специализированных
фольклорно-этнографических и национально - культурных центров и домов
ремёсел;
5) организация системы государственного стимулирования в виде:
поддержки профессиональных коллективов и лучших
самодеятельных народных
коллективов муниципальных и областных государственных
учреждений культуры
через творческие конкурсы;
создания цикла передач, видеофильмов, видеосюжетов о носителях традиционной
народной культуры;
освещения в региональных средствах массовой информации состояния и развития
традиционной народной культуры, популяризации традиционной народной
культуры;
6) организация и проведение
традиционных праздников, конкурсов, фестивалей
с целью популяризации и развития
народного художественного творчества.
Реализация намеченных мероприятий требует использования эффективных
механизмов и методов для динамичного развития традиционной народной
культуры. Для решения поставленных задач необходимость применения
программно-целевого метода бесспорна.
3. Прогноз развития проблемы в рассматриваемой сфере
без применения программно-целевого метода
В предыдущих разделах настоящей Концепции отражены основные негативные
тенденции и проблемы развития традиционной народной культуры. Без
комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, при
сохранении сложившейся ситуации в развитии сферы культуры неизбежны:
дальнейшее ухудшение материально-технической базы учреждений культуры и
невозможность реализации большей частью населения области права на получение
культурных услуг и самореализации в сфере культуры;
утрата традиционной народной культуры, народного художественного творчества,
нематериального культурного наследия области;
утрата носителей и распространителей нематериальных и духовных традиций
народной культуры;
сокращение количества коллективов народного художественного творчества;
сокращение количества культурно-досуговых мероприятий, народных праздников и
фестивалей;
сокращение профессиональных кадров в сфере культуры.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения проблем
программно-целевым методом приведёт к серьёзным негативным последствиям.
Координирующую роль в этом направлении должна сыграть Программа, которая
обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях
сохранения традиционной народной культуры,
позволит создать оптимальные условия и всестороннюю поддержку
для
изучения, сохранения и восстановления традиционной народной
культуры как фундаментального
фактора культурной идентификации и основы социокультурной деятельности в
Ульяновской области.
В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода
эффективное решение проблем сохранения традиционной народной культуры
невозможно.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и возможных негативных последствий каждого
из возможных вариантов
Основываясь на анализе состояния традиционной народной культуры в
Ульяновской области и учитывая, что источником традиционной народной
культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации
муниципальных учреждений культуры и переподготовке специалистов.
В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем.
Первый вариант – без использования программно-целевого метода – является
инерционным и не способен решить комплекс проблем в сфере традиционной
народной культуры.
Общий объём финансирования культуры в муниципальных образованиях Ульяновской
области возрастает с каждым годом. Однако в качестве основы для определения
объёмов бюджетного финансирования, как правило, принимается не реальная
потребность, а показатели предыдущего года, скорректированные в сторону
увеличения с учётом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством
экономики Ульяновской области и Министерством финансов Ульяновской области.
Таким образом, не принимается в расчёт действительная потребность в
средствах на проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту и
техническому переоснащению учреждений культуры и других мероприятий.
Существующая слабая материальная база отдельных учреждений культуры не может
не отражаться на качестве и результативности предоставления
услуг культуры. Качество и результативность предоставления услуг
культуры связаны также с профессионализмом работников культуры, который
напрямую зависит от образования, обучения и уровня материальной
обеспеченности. Развитие сферы культуры без использования
программно-целевого метода не обеспечит позитивных результатов.
Второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с
использованием программно-целевого метода. В основе его лежит системный
подход к решению проблемы развития и сохранения
традиционной народной культуры через:
нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры;
научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной
культуры;
кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
организацию системы государственного стимулирования;
организацию и проведение
праздников, конкурсов, фестивалей с целью популяризации и развития народного
художественного творчества.
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить материально-техническую
базу учреждений культуры, внедрить новые технологии и повысить социальный
статус работника культуры, возродить творческие объединения и предприятия
народно-художественных промыслов. Этот вариант предполагает развитие единого
культурного и информационного пространства на всей территории области путём
создания условий для обеспечения доступа жителей
к культурным ценностям, права на свободу творчества, активного
участия в деле сохранения и
развития местных народных традиций.
Основными преимуществами использования программно-целевого метода являются:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Риском применения указанного метода может стать недостаточное ресурсное
обеспечение мероприятий Программы, устранение которого возможно
посредством корректировки и уточнения
программных мероприятий.
5. Предложения по целям, задачам, целевым индикаторам
Программы и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по
годам
Выбор целей и задач Программы обусловлен приоритетами, обозначенными в
Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в
Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжении Правительства
Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р «О Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы)», постановлении Правительства Ульяновской
области от 15.06.2006 №
15/193 «Об утверждении основных направлений сокращения различий в уровне
социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской
области на 2006-2010 годы», распоряжении Правительства Ульяновской области
от 11.12.2007 № 771-пр «Об
утверждении Плана по содействию в решении вопросов социально-экономического
развития муниципальных образований Ульяновской области».
Цели Программы:
создание условий для
реализации конституционного права
граждан, проживающих на территории Ульяновской области, на получение
культурных услуг и участие в культурной деятельности, сохранение и развитие
своих этнокультурных традиций;
вовлечение в сферу традиционной народной культуры различных возраст-ных и
социальных групп населения Ульяновской области.
Основные задачи Программы:
повышение интереса населения Ульяновской области к традиционной народной
культуре;
осуществление деятельности по
сохранению и развитию традиционной народной культуры;
укрепление кадрового потенциала для обеспечения развития традиционной
народной культуры;
организация системы государственного стимулирования;
укрепление материально-технической базы
учреждений культуры;
увеличение количества потребителей культурных услуг и участников коллективов
народного творчества и
любительских объединений.
Реализацию Программы предполагается осуществить в три этапа:
I
этап – 2009 год;
II
этап – 2010 год;
III
этап – 2011 год.
Динамика целевых индикаторов Программы по этапам её реализации в сравнении с
предыдущими годами:
№
п/п |
Целевой индикатор |
|
|
Значение на
конец каждого этапа
реализации Программы |
||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля охвата населения основными программными мероприятиями от общего
числа жителей Ульяновской области (%) |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
2.
|
Доля фольклорных коллективов от общего числа коллективов народного
творчества (%) |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
1,0 |
3. |
Доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников
коллективов народного творчества |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,5 |
4. |
Доля жителей Ульяновской области, занимающихся в любительских
объединениях и кружках, от
общего
числа жителей
Ульяновской
области (%) |
3,9 |
4,0 |
4,5 |
4,7 |
5,0 |
5. |
Доля детей до 14 лет – участников клубных формирований
от общего числа детей школьного возраста в Ульяновской
области (%) |
22,7 |
22,8 |
22,9 |
23,0 |
23,0 |
6. |
Доля специалистов, прошедших обучение и переподготовку по
традиционной народной культуре, от общего числа специалистов в сфере
культуры (%) |
0 |
0 |
1,2 |
1,3 |
3,8 |
7. |
Доля коллективов, получивших государственную поддержку
за сохранение и развитие традиционной народной культуры, от
общего числа коллективов народного творчества |
0 |
0 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
8. |
Доля отремонтированных учреждений культуры
от
общего числа учреждений
культуры через
реализацию Программы
(%) |
0 |
8,3 |
18,1 |
22,2 |
54,5 |
9. |
Доля технически
переоснащённых учреждений культуры от общего числа
культурно-досуговых учреждений через реализацию Программы (%) |
0 |
2,2 |
5,8 |
6,2 |
17,3 |
10. |
Доля внедрения новых
моделей учреждений культуры от общего числа учреждений (%) |
0 |
0 |
4,5 |
4,8 |
5,0 |
11. |
Доля обновления автоклубов от общего числа автоклубов (%) |
0 |
0 |
31,0 |
68,0 |
95,4 |
6. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы планируется за счёт областного бюджета Ульяновской
области с привлечением средств бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области.
Предполагаемый объём
финансирования
мероприятий
Программы
за счёт средств
областного
бюджета
Ульяновской
области
составляет
366,82 млн. рублей, в том числе по
годам:
2009 год – 122,5 млн. рублей;
2010 год – 120,06 млн. рублей;
2011 год – 124,26 млн. рублей.
7. Предварительная оценка
ожидаемой эффективности и результативности программно-целевого метода
решения проблемы
Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет
оцениваться ежегодно на основе целевых индикаторов, указанных в разделе 5.
Планируемый эффект от реализации Программы выражается:
в увеличении
охвата
населения программными
мероприятиями – до
65 тыс. человек;
в увеличении количества жителей области, занимающихся в кружках и
любительских объединениях, в том числе народным творчеством, – каждый 20
житель (в 2007 году – каждый
24);
в подготовке и переподготовке специалистов по традиционной народной культуре
– более 60 человек;
в финансовой поддержке
творческих коллективов, сохраняющих и развивающих традиционную народную
культуру, – около 30;
в проведении праздников и фестивалей народного творчества, традиционной
народной культуры – не
менее 20 ежегодно;
в укреплении материально-технической базы и внедрении новых моделей
учреждений культуры:
осуществление ремонта 4 областных государственных учреждений культуры с 3
филиалами и 60 муниципальных учреждений культуры;
приобретение 21 автоклуба для
муниципальных образований;
создание и техническое оснащение 40 модельных клубов, 30
информационно-методических центров, 4 национально-культурных центров и 3
домов фольклора и ремёсел;
Основной показатель эффективности реализации Программы – научно-
методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной
культуры:
создание Антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск
сборников и каталогов;
издание областного периодического журнала по традиционной народной культуре;
переиздание крупнейших сборников фольклора
XIX
века по Симбирской губернии;
рост числа этнографических фольклорных коллективов, художественных
мастерских, творческих объединений;
создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной
культуре и ремёслам;
Оценка эффективности реализации Программы проводится путём сравнения текущих
значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность
мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых
результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных
позитивных воздействий на ситуацию в сфере традиционной народной культуры.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться
посредством сопоставления предусмотренных Программой значений целевых
индикаторов и реально достигнутых результатов.
8. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы целесообразно определить Департамент
культуры и архивного дела Ульяновской области.
9. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Наименование разделов Программы |
Объём финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
|
|
|
|
Научно-методическое обеспечение
сохранения и развития традиционной
народной культуры |
4,39 |
1,83 |
1,23 |
1,33 |
Материально-техническое обеспечение учреждений культуры |
346,0 |
115,2 |
113,4 |
117,4 |
Кадровое обеспечение развития
традиционной народной культуры |
4,75 |
1,55 |
1,55 |
1,65 |
Организация системы государственного стимулирования |
2,68 |
0,92 |
0,88 |
0,88 |
Организация фольклорных фестивалей и праздников |
9,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Всего |
366,82 |
122,5 |
120,06 |
124,26 |
Из вышеизложенного следует, что для обеспечения доступности для населения
социокультурных услуг, обеспечения единства культурного пространства,
активного включения населения в
культурную деятельность целесообразно реализовать Программу по предложенному
варианту.
__________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к распоряжению Правительства
Ульяновской области
СОСТАВ
рабочей группы по разработке проекта
областной целевой программы
«Основные направления государственной
поддержки
традиционной народной культуры на
территории
Ульяновской области» на 2009-2011 годы
Руководитель рабочей группы
Драгунова Т.И. |
- |
начальник отдела культуры, кинематографии, образования и аналитической
работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области |
Члены рабочей группы:
|
|
|
Иванова М.С. |
- |
начальник отдела традиционной народной культуры областного
государственного учреждения культуры «Центр народного творчества и
искусства»
|
Карвалейру А.М. |
- |
ведущий консультант отдела культуры, кинематографии, образования и
аналитической работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской
области
|
Павлеева Е.А. |
- |
начальник экономического отдела Департамента культуры и архивного дела
Ульяновской области
|
Селезнёва В.А. |
- |
заместитель директора областного государственного учреждения культуры
«Центр народного творчества и искусства»
|
Сорочкина Л.К. |
- |
главный бухгалтер областного государственного учреждения культуры «Центр
народного творчества и искусства»
|
Туркова Д.В. |
- |
главный специалист отдела культуры, кинематографии, образования и
аналитической работы Департамента культуры и архивного дела Ульяновской
области
|
Туркова Н.М. |
- |
заместитель директора областного государственного учреждения культуры
«Центр народного творчества и искусства»
|
Ходакова И.М. |
- |
начальник
информационно-издательского отдела областного государственного
учреждения культуры «Центр народного творчества и искусства». |
_________________________