Тезисы доклада по теме: «Анализ регионального законодательства Приволжского федерального округа в сфере «Культура» и обсуждение плана нормотворческой деятельности по отрасли «Культура» на 2010 год»

 

В Приволжский федеральный округ входят 14 субъектов Российской Федерации.

6 республик (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Республика Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская).

В ходе анализа были рассмотрены нормативные акты по следующим направлениям:

Общее законодательство в сфере культуры

Законодательство в сфере музейного дела

Законодательство в сфере библиотечного дела

Законодательство в сфере театрального искусства

Законодательство в сфере кинематографии

Законодательство по вопросам образования в сфере культуры

Региональные целевые программы.

Сводная информация по имеющимся нормативным правовым актам представлена в таблице 1.

Нормативные правовые акты по общим вопросам регулирования отрасли «Культура» имеются в 9 субъектах ПФО.

Указанные нормативные правовые акты  содержат такие разделы как:

понятийный аппарат,

принципы государственной политики в области культуры,

права и гарантии граждан,

формы государственной поддержки культуры,

полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Также в ряде нормативных актов устанавливаются виды организаций культуры, предусматривается поддержка национальных культурных автономий и творческих работников.

Законодательство республик, входящих в состав ПФО, отдельным направлением предусматривает закрепление права на сохранение и развитие своей национально-культурной самобытности, поддержку национальных традиций.

Нормативные правовые акты закрепляют  права граждан в области культуры. Ярким тому примером является Закон Республики Чувашия от 27.05.1993 «О культуре». Этому вопросу посвящен отдельный раздел «Защита прав и свобод человека в области культуры в Чувашской Республике». В Ульяновской области на настоящий момент не принят закон «О культуре». Это, во многом, обусловлено тем, что до сих пор не принят федеральный закон «О культуре».

 

Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере музейного дела приняты в 4 субъектах ПФО.

Указанные акты регулируют вопросы форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включение музейных предметов и музейных коллекций, ведение государственного каталога Музейного фонда. Также рассматриваются вопросы состава государственной и негосударственной частей музейного фонда, порядок учреждения музеев. Данные положения в большой мере повторяют нормы федерального законодательства.

В Ульяновской области действует закон от 02.02.2005 № 006-ЗО «О музеях Ульяновской области». Закон содержит нормы, регламентирующие полномочия органов государственной власти области в сфере музеев, ведение каталога музейных коллекций области, передачу в музеи авторских коллекций, поддержку деятельности музеев , меры сохранения музейных предметов и музейных коллекций, предусматривает меры социальной поддержки работников музеев.

 

Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере библиотечного дела приняты в 10 субъектах ПФО.

Данные акты (в том числе, закон Ульяновской области  О библиотечном деле в Ульяновской области)  регулируют такие вопросы, как полномочия органов государственной власти в сфере библиотечного дела, права и обязанности пользователей и библиотек, структуру библиотечной системы региона с определением центральных библиотек. Также нормативные акты содержат положения о составе библиотечного фонда, обязательном экземпляре документов, мерах социальной поддержки библиотечных работников.

Действующие нормативные правовые акты соответствуют потребности регулирования библиотечного дела на уровне регионов.

 

Нормативные правовые акты в сфере деятельности театрально-зрелищных учреждений приняты в 3 субъектах ПФО. Необходимо отметить, что данные акты устанавливают только основные направления деятельности органов исполнительной власти в сфере развития театральной деятельности и содержат перечень видов деятельности театральных учреждений. Отсутствие нормативной базы, подробно регулирующей театральную сферу, можно объяснить отсутствием «театральных» законов на федеральном уровне.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия субъектов в отношении театрально-зрелищных учреждений отдельной нормой не предусмотрено, они входят в общее положение об «организации и поддержке учреждений культуры и искусства».

 

В сфере кинематографии нормативные правовые акты приняты в 3 субъектах ПФО.

Нормативные правовые акты содержат статьи, устанавливающие принципы государственной поддержки кинематографии, формы, меры (виды, направления) государственной поддержки.

Также рассматриваемые законы содержат нормы о:

- порядке финансирования мер государственной поддержки кинематографии;

- полномочиях органов государственной власти в сфере государственной поддержки кинематографии;

- принятии и реализации областных целевых программ по государственной поддержке кинематографии;

- хранении фильмофонда.

В Ульяновской области закон, регулирующий, данное направление, планируется принять в конце 2009 года. Наличие такого закона объясняется обусловливается необходимостью урегулировать отношения в сфере кинематографии, определить направления государственной поддержки, полномочия органов государственной власти в этом вопросе. Проект закона будет рассмотрен во второй части доклада.

 

Вопросы образования в сфере культуры также не нашли своего отражения в специальных нормативных актах субъектов ПФО. Правоотношения в этой сфере регулируются общими актами об образовании (законы «Об образовании»). В данных актах образование в сфере культуры рассматривается как часть системы образования субъекта РФ в целом.

 

Отдельным направлением необходимо рассмотреть принятие региональных целевых программ по вопросам культуры. Здесь наблюдается большое разнообразие форм и видов. Региональные программы можно условно разделить на 2 категории:

- программы по отдельным направлениям сферы культуры;

- общие программы, предусматривающие комплекс мероприятий по развитию культуры региона.

Среди программ по отдельным направлениям можно отметить следующие:

 «Создание компьютерной сети общедоступных библиотек Республики Башкортостан» на 2002-2010 годы;

«Социально – экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы

Поддержка учреждений культуры и учреждений дополнительного художественного образования районов и городов Оренбургской области на 2009 - 2011 годы.

Общие программы поддержки культуры действуют в 7 регионах ПФО.

 

В качестве примера можно рассмотреть областную комплексную целевую программу «Развитие культуры Нижегородской области» на 2006-2010 гг.». Указанный нормативный правовой акт содержит в себе несколько основных блоков:

Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и объектов культурного наследия"

Подпрограмма "Детское чтение"

Подпрограмма "Развитие музейного дела"

Подпрограмма "Развитие кино"

Подпрограмма  "Народное художественное творчество"

Подпрограмма "Адресная поддержка профессионального искусства, творческой молодежи и юных дарований"

Подпрограмма "Формирование и сохранение библиотечных фондов как части культурного наследия".

Практика разработки целевых программ является широким полем для изучения. Принятие комплексных программ, во многом, оправдано. Концентрация всех мероприятий по развитию культуры в одном документе позволяет охватить широкий круг вопросов и избежать «выпадения» отдельных элементов. С другой стороны, единая программа не позволит детализировать потребности каждого направления.

В Ульяновской области действуют две целевые программы по отрасли «Культура»:

ОЦП "Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2010 годы, утвержденная законом Ульяновской области от 0 4.09.2007 №114-ЗО;

ОЦП "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 № 7/141-П.

29.10.2009 Законодательным собранием Ульяновской области были утверждены изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы Ульяновской области  «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на  2008 – 2010 годы» областная целевая программа Ульяновской области продлевается до 2012 года.

Изменения, вносимые в Закон Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2010 годы» позволяют продолжить те мероприятия, которые были начаты в 2008 году.

Новым разделом в Программе будут мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и сохранности экспонатов, оборудования музея «Карамзинская общественная библиотека», а также осуществление ремонтно-реставрационных работ здания Дворянского собрания, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения. Данные мероприятия планируются проводится в 2011-2012 годах при софинансировании в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения И.А.Гончарова в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.04.2007 № 436 «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А.Гончарова» и сводным планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения И.А.Гончарова.  

 


 

В соответствии с Федеральными законами «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в  Российской  Федерации»,  «Об архивном деле в Российской Федерации», Положением  о  Музейном фонде Российской Федерации,  утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179, проблема сохранения музейных предметов, музейных коллекций, архивных документов относится к числу приоритетных направлений в деятельности не только Министерства культуры Российской Федерации и органов  управления  культуры и архивным делом субъектов Российской Федерации, но и всех музеев и архивов страны вне зависимости от подчинённости.
Основными направлениями сохранения музейных и архивных фондов являются:

·            создание необходимого законодательного и нормативно-методического обеспечения безопасности фондов, которые постоянно совершенствуются;

·            размещение государственных музеев и архивов в специально построенных помещениях, а муниципальных - в приспособленных зданиях;

·            обеспечение круглосуточной охрана зданий музеев и архивов;

·            решение кадровой проблемы специалистов, занимающихся непосредственно сохранностью фондов - однако это, как правило, специалисты-практики, не имеющие специального профессионального образования;

·            совершенствование штатного расписания музеев, архивов;

·            укрепление сектора учёта;

·            создание групп контроля за осуществлением систематических проверок наличия, состояние учёта и хранения музейных фондов;

·            проведение фото- и видеофиксации музейных предметов, паспортизация особо ценных предметов;

·            оснащение пожарной и охранной сигнализацией;

·            проведение работы по созданию страхового фонда и фонда пользования документов на электронных носителях;

·            методические совещания по актуальным вопросам музейного и архивного дел;

·            материально-техническое обеспечение музеев и архивов.

 

С учетом вышесказанного, Департаментом культуры и архивного дела разрабатывается  областная целевая программа «Сохранение музейных и архивных фондов на территории Ульяновской области» на 2010-2014 годы».

Основными направлениями реализации программы определены следующие:

Проведение строительных и ремонтно-реставрационных работ (Здание Краеведческого музея, Здание государственного архива, задание ОГУК «Ленинский мемориал»);

Реставрация музейных предметов;

Оснащение компьютерным оборудованием;

Создание электронной базы архивных фондов и музейных коллекций;

Пополнение музейных фондов;

Повышение квалификации сотрудников;

Расширение сферы использования информационного поля архивов.

 

Еще одним документом, который в настоящее время разрабатывается Департаментом является проект закона Ульяновской области «О государственной поддержке кинематографии в Ульяновской области».

В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 №126-ФЗ кинематография признается областью культуры и искусства, а государство отвечает за сохранение и развитие кинематографии. В рамках указанных положений «кинематография» определяется как область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии. Статьей 2 закона предполагается принятие законов и иных нормативных актов по поддержке кинематографии субъектами Российской Федерации.

В соответствии с п.18 ч.2 ст. 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Исходя из вышесказанного к полномочиям субъекта Российской Федерации, в том числе, относится и решение вопросов организации и поддержки учреждений кинематографии.

В письме Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской федерации от 01.03.05 №4-01-16/05 указывается, что «Статьей 26.3. части 2 п. 18 предусмотрена организация и поддержка учреждений культуры и искусства. … в целях обеспечения требований федерального законодательства по различным аспектам культурной деятельности, поддержка может быть оказана другим уровням бюджета, а именно муниципальному уровню.». С учетом данного письма проект закона предполагает осуществление поддержки со стороны Ульяновской области и муниципальным учреждениям в сфере кинематографии.

Исходя из анализа федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, возможно предложить следующую структуру проекта закона Ульяновской области:

Статья 1. Предмет регулирования и пределы действия настоящего закона

Статья 2 Принципы государственной поддержки

Статья 3 Формы государственной поддержки кинематографии и кинопроката

Статья 4 Меры государственной поддержки кинематографии и кинопроката.

Статья 5 Полномочия государственных органов власти Ульяновской области в сфере государственной поддержки кинематографии.

Статья 6 Управление в сфере кинематографии и кинопроката на территории Ульяновской области.

 

В целях реализации разрабатываемого закона необходимо будет принять следующие постановления Правительства Ульяновской области:

 

«О порядке хранения исходных материалов кинолетописи Ульяновской области»;

«О некоторых мерах по оказанию методической и технической помощи организациям кинематографии на территории Ульяновской области».

 

Еще одним нормативным правовым актом, который будет разрабатываться в 2010 году, является проект постановления Правительства Ульяновской области «О мерах по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации в Ульяновской области».

На сегодняшний день стоит остро проблема сохранения документов, в том числе документов по личному составу (личные дела, приказы, финансовые документы по заработной плате и т.д.), не относящихся к составу Архивного фонда и традиционно хранившихся в архивах организаций. Как правило, это документы организаций-банкротов и не имеющих правопреемников. Сегодня в связи с тем, что в законе о банкротстве не прописаны нормы о правопреемственности архивных документов организаций-банкротов, архивные учреждения, чтобы исключить их утерю, принимают их на хранение. Процедура принятия таких документов и будет регламентироваться указанным постановлением. Таким образом, разработка и внедрение данного нормативного правового акта поможет обеспечить сохранность данной категории документов и конституционное право граждан не будет нарушено.

 

Начальник отдела правового

 и кадрового обеспечения                                                                                                         А.В.Киселев

 

 

 

 

Скачать....