Тезисы доклада по теме: «Анализ
регионального законодательства Приволжского федерального округа в сфере
«Культура» и обсуждение плана нормотворческой деятельности по отрасли «Культура»
на 2010 год»
В Приволжский федеральный округ входят 14 субъектов Российской Федерации.
6 республик (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия,
Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Республика Чувашия), Пермский край и
7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская,
Саратовская, Ульяновская).
В ходе анализа были рассмотрены нормативные акты по следующим направлениям:
Общее законодательство в сфере культуры
Законодательство в сфере музейного дела
Законодательство в сфере библиотечного дела
Законодательство в сфере театрального искусства
Законодательство в сфере кинематографии
Законодательство по вопросам образования в сфере культуры
Региональные целевые программы.
Сводная информация по
имеющимся нормативным правовым актам представлена в таблице 1.
Нормативные правовые акты по общим вопросам регулирования отрасли «Культура»
имеются в 9 субъектах ПФО.
Указанные нормативные
правовые акты содержат такие разделы как:
понятийный аппарат,
принципы государственной
политики в области культуры,
права и гарантии
граждан,
формы государственной
поддержки культуры,
полномочия органов
государственной власти и местного самоуправления. Также в ряде нормативных актов
устанавливаются виды организаций культуры, предусматривается поддержка
национальных культурных автономий и творческих работников.
Законодательство республик, входящих в состав ПФО, отдельным направлением
предусматривает закрепление права на сохранение и развитие своей
национально-культурной самобытности, поддержку национальных традиций.
Нормативные правовые акты закрепляют права
граждан в области культуры. Ярким тому примером является
Закон Республики Чувашия от
27.05.1993 «О культуре». Этому вопросу посвящен отдельный раздел
«Защита прав и свобод человека в области культуры в
Чувашской Республике». В Ульяновской области на настоящий момент не принят закон
«О культуре». Это, во многом, обусловлено тем, что до сих пор не принят
федеральный закон «О культуре».
Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере музейного дела
приняты в 4 субъектах ПФО.
Указанные акты регулируют вопросы форм собственности на музейные предметы и
музейные коллекции, включение музейных предметов и музейных коллекций, ведение
государственного каталога Музейного фонда. Также рассматриваются вопросы состава
государственной и негосударственной частей музейного фонда, порядок учреждения
музеев. Данные положения в большой мере повторяют нормы федерального
законодательства.
В Ульяновской области действует закон от 02.02.2005 № 006-ЗО «О музеях
Ульяновской области». Закон содержит нормы, регламентирующие полномочия органов
государственной власти области в сфере музеев, ведение каталога музейных
коллекций области, передачу в музеи авторских коллекций, поддержку деятельности
музеев , меры сохранения музейных предметов и музейных коллекций,
предусматривает меры социальной поддержки работников музеев.
Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере библиотечного
дела приняты в 10 субъектах ПФО.
Данные акты (в том числе, закон Ульяновской области
О библиотечном деле в Ульяновской
области) регулируют такие вопросы,
как полномочия органов государственной власти в сфере библиотечного дела, права
и обязанности пользователей и библиотек, структуру библиотечной системы региона
с определением центральных библиотек. Также нормативные акты содержат положения
о составе библиотечного фонда, обязательном экземпляре документов, мерах
социальной поддержки библиотечных работников.
Действующие нормативные правовые акты соответствуют потребности регулирования
библиотечного дела на уровне регионов.
Нормативные правовые акты в сфере деятельности театрально-зрелищных учреждений
приняты в 3 субъектах ПФО. Необходимо отметить, что данные акты устанавливают
только основные направления деятельности органов исполнительной власти в сфере
развития театральной деятельности и содержат перечень видов деятельности
театральных учреждений. Отсутствие нормативной базы, подробно регулирующей
театральную сферу, можно объяснить отсутствием «театральных» законов на
федеральном уровне.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
полномочия субъектов в отношении театрально-зрелищных учреждений отдельной
нормой не предусмотрено, они входят в общее положение об «организации и
поддержке учреждений культуры и искусства».
В сфере кинематографии нормативные правовые акты приняты в 3 субъектах ПФО.
Нормативные правовые акты содержат статьи, устанавливающие принципы
государственной поддержки кинематографии, формы, меры (виды, направления)
государственной поддержки.
Также рассматриваемые законы содержат нормы о:
- порядке финансирования мер государственной поддержки кинематографии;
- полномочиях органов государственной власти в сфере государственной поддержки
кинематографии;
- принятии и реализации областных целевых программ по государственной поддержке
кинематографии;
- хранении фильмофонда.
В Ульяновской области закон, регулирующий, данное направление, планируется
принять в конце 2009 года. Наличие такого закона объясняется обусловливается
необходимостью урегулировать отношения в сфере кинематографии, определить
направления государственной поддержки, полномочия органов государственной власти
в этом вопросе. Проект закона будет рассмотрен во второй части доклада.
Вопросы образования в сфере культуры также не нашли своего отражения в
специальных нормативных актах субъектов ПФО. Правоотношения в этой сфере
регулируются общими актами об образовании (законы «Об образовании»). В данных
актах образование в сфере культуры рассматривается как часть системы образования
субъекта РФ в целом.
Отдельным направлением необходимо рассмотреть принятие региональных целевых
программ по вопросам культуры. Здесь наблюдается большое разнообразие форм и
видов. Региональные программы можно условно разделить на 2 категории:
- программы по отдельным направлениям сферы культуры;
- общие программы, предусматривающие комплекс мероприятий по развитию культуры
региона.
Среди программ по отдельным направлениям можно отметить следующие:
«Создание компьютерной сети общедоступных
библиотек Республики Башкортостан» на 2002-2010 годы;
«Социально – экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в
учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской
области» на 2006-2020 годы
Поддержка учреждений культуры и учреждений дополнительного художественного
образования районов и городов Оренбургской области на 2009 - 2011 годы.
Общие программы поддержки культуры действуют в 7 регионах ПФО.
В качестве примера можно рассмотреть областную комплексную целевую программу
«Развитие культуры Нижегородской области» на 2006-2010 гг.». Указанный
нормативный правовой акт содержит в себе несколько основных блоков:
Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и
объектов культурного наследия"
Подпрограмма "Детское чтение"
Подпрограмма "Развитие музейного дела"
Подпрограмма "Развитие кино"
Подпрограмма "Народное
художественное творчество"
Подпрограмма "Адресная поддержка профессионального искусства, творческой
молодежи и юных дарований"
Подпрограмма "Формирование и сохранение библиотечных фондов как части
культурного наследия".
Практика разработки целевых программ является широким полем для изучения.
Принятие комплексных программ, во многом, оправдано. Концентрация всех
мероприятий по развитию культуры в одном документе позволяет охватить широкий
круг вопросов и избежать «выпадения» отдельных элементов. С другой стороны,
единая программа не позволит детализировать потребности каждого направления.
В Ульяновской области действуют две целевые программы по отрасли «Культура»:
ОЦП "Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2010 годы,
утвержденная законом Ульяновской области от 0 4.09.2007 №114-ЗО;
ОЦП "Основные направления государственной поддержки традиционной народной
культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы, утвержденная
постановлением Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 № 7/141-П.
29.10.2009 Законодательным собранием Ульяновской области были утверждены
изменения в Закон
Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы Ульяновской
области «Развитие библиотечного дела
в Ульяновской области на
2008 – 2010 годы» областная целевая
программа Ульяновской области продлевается до 2012 года.
Изменения, вносимые в Закон Ульяновской области «Об утверждении областной
целевой программы «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на
2008-2010 годы» позволяют продолжить те мероприятия, которые были начаты в 2008
году.
Новым разделом в Программе будут мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и сохранности экспонатов, оборудования музея «Карамзинская
общественная библиотека», а также осуществление ремонтно-реставрационных работ
здания Дворянского собрания, являющегося объектом культурного наследия
(памятником истории и культуры) народов Российской Федерации федерального
значения. Данные мероприятия планируются проводится в 2011-2012 годах при
софинансировании
в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения
И.А.Гончарова в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
03.04.2007 № 436 «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А.Гончарова» и
сводным планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования
200-летия со дня рождения И.А.Гончарова.
Основными направлениями сохранения музейных и архивных фондов являются:
·
создание необходимого законодательного и нормативно-методического обеспечения
безопасности фондов, которые постоянно совершенствуются;
·
размещение государственных музеев и архивов в специально построенных помещениях,
а муниципальных - в приспособленных зданиях;
·
обеспечение круглосуточной охрана зданий музеев и архивов;
·
решение кадровой проблемы специалистов, занимающихся непосредственно
сохранностью фондов - однако это, как правило, специалисты-практики, не имеющие
специального профессионального образования;
·
совершенствование штатного расписания музеев, архивов;
·
укрепление сектора учёта;
·
создание групп контроля за осуществлением систематических проверок наличия,
состояние учёта и хранения музейных фондов;
·
проведение фото- и видеофиксации музейных предметов, паспортизация особо ценных
предметов;
·
оснащение пожарной и охранной сигнализацией;
·
проведение работы по созданию страхового фонда и фонда пользования документов на
электронных носителях;
·
методические совещания по актуальным вопросам музейного и архивного дел;
·
материально-техническое обеспечение музеев и архивов.
С учетом вышесказанного, Департаментом культуры и архивного дела
разрабатывается областная целевая
программа «Сохранение музейных и архивных фондов на территории Ульяновской
области» на 2010-2014 годы».
Основными направлениями реализации программы определены следующие:
Проведение строительных и ремонтно-реставрационных работ (Здание
Краеведческого музея, Здание государственного архива, задание ОГУК «Ленинский
мемориал»);
Реставрация музейных предметов;
Оснащение компьютерным оборудованием;
Создание электронной базы архивных фондов и музейных коллекций;
Пополнение музейных фондов;
Повышение квалификации сотрудников;
Расширение сферы использования информационного поля архивов.
Еще одним документом, который в настоящее время разрабатывается
Департаментом является проект закона Ульяновской области «О государственной
поддержке кинематографии в Ульяновской области».
В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной поддержке
кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 №126-ФЗ кинематография
признается областью культуры и искусства, а государство отвечает за сохранение и
развитие кинематографии. В рамках указанных положений «кинематография»
определяется как область культуры и искусства, включающая в себя совокупность
профессиональной, творческой, производственной, научной, технической,
образовательной деятельности, направленной на создание и использование
произведений кинематографии. Статьей 2 закона предполагается принятие законов и
иных нормативных актов по поддержке кинематографии субъектами Российской
Федерации.
В соответствии с п.18 ч.2 ст. 26.3. Федерального закона «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за
счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов
организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением
федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации).
Исходя из вышесказанного к полномочиям субъекта Российской Федерации, в том
числе, относится и решение вопросов организации и поддержки учреждений
кинематографии.
В письме Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской федерации от
01.03.05 №4-01-16/05 указывается, что «Статьей 26.3. части 2 п. 18 предусмотрена
организация и поддержка учреждений культуры и искусства. … в целях обеспечения
требований федерального законодательства по различным аспектам культурной
деятельности, поддержка может быть оказана другим уровням бюджета, а именно
муниципальному уровню.». С учетом данного письма проект закона предполагает
осуществление поддержки со стороны Ульяновской области и муниципальным
учреждениям в сфере кинематографии.
Исходя из анализа федерального законодательства и законодательства субъектов РФ,
возможно предложить следующую структуру проекта закона Ульяновской области:
Статья 1. Предмет регулирования и пределы действия настоящего закона
Статья 2 Принципы государственной поддержки
Статья 3 Формы государственной поддержки кинематографии и кинопроката
Статья 4 Меры государственной поддержки кинематографии и кинопроката.
Статья 5 Полномочия государственных органов власти Ульяновской области в сфере
государственной поддержки кинематографии.
Статья 6 Управление в сфере кинематографии и кинопроката на территории
Ульяновской области.
В целях реализации разрабатываемого закона необходимо будет принять следующие
постановления Правительства Ульяновской области:
«О порядке хранения исходных материалов кинолетописи Ульяновской области»;
«О некоторых мерах по оказанию методической и технической помощи организациям
кинематографии на территории Ульяновской области».
Еще одним нормативным правовым актом, который будет разрабатываться
в 2010 году, является проект постановления Правительства Ульяновской области «О
мерах по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации
в Ульяновской области».
На сегодняшний день стоит остро проблема сохранения документов, в том числе
документов по личному составу (личные дела, приказы, финансовые документы по
заработной плате и т.д.), не относящихся к составу Архивного фонда и традиционно
хранившихся в архивах организаций. Как правило, это документы
организаций-банкротов и не имеющих правопреемников. Сегодня в связи с тем, что в
законе о банкротстве не прописаны нормы о правопреемственности архивных
документов организаций-банкротов, архивные учреждения, чтобы исключить их утерю,
принимают их на хранение. Процедура принятия таких документов и будет
регламентироваться указанным постановлением. Таким образом, разработка и
внедрение данного нормативного правового акта поможет обеспечить сохранность
данной категории документов и конституционное право граждан не будет нарушено.
Начальник отдела правового
и кадрового обеспечения
А.В.Киселев
|