В Ульяновском областном художественном музее  15 апреля открывается выставка «ВОЙНА, ПОБЕДА», посвященная 65-летию Победы России в Великой  Отечественной войне.

   Тема Великой Отечественной войны будет поднята на выставке во многих живописных полотнах исключительно глубоко, правдиво, с большой патриотической силой. Это память о Великой войне в поколениях художников – память о Победе и неисчислимых жертвах, понесенных нашим народом, о героях этой далекой и близкой войны.

Выставка будет включать произведения прославленных мастеров советского искусства из музейной коллекции: работы В.Н.Бакшева, А.В.Лентулова, М.Ф.Холуева, М.С.Хабленко,. А.А.Дягилева.

Давно минувшая война никогда не изгладится из памяти людей, будет еще долго волновать людей, художников, кинематографистов. Самые впечатляющие образы войны были созданы ее непосредственными участниками – художниками-фронтовиками.

Среди картин потрясает своим трагизмом произведение Гелия Михайловича Коржева «Мать».

Полотно написано в 1964 году. Это одна из пяти картин полиптиха «Опаленные огнем войны», созданного в течении 1964 -1966 годов. Цикл можно назвать живописным романом-эпопеей, в котором сплавлены воедино судьба человеческая и судьба народная.

Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, Народный художник РСФСР, действительный  член Академии художеств СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина, Г.М.Коржев, является учеником прославленного мастера живописи С.В.Герасимова. Его картины удивительно «тихие». Все в них предельно выразительно, но сдержанно.  «Мать» Коржева по глубине своего обобщения приближается к символу. Эта картина – не предмет любования, спокойного созерцания. В ней содержится глубинный нерв войны – она заставляет содрогнуться, взглянуть в самого себя, словно напоминая об ответственности каждого за судьбы человеческие. Коржев умеет вызвать зрителя на размышления. Картина вопиет о ранах, нанесенных войной, ее жертвах и утратах.

Старая, душевно истерзанная женщина в потрепанном стеганом ватнике, какие многие труженики тыла носили во время войны, в изнеможении опирается лбом на руку. Потрясает глубиной человеческого горя и боли лицо женщины. Взгляд ее не виден, но взятая крупным планом фигура женщины максимально приближена к зрителю. Горе налило страшной тяжестью все ее существо, беспредельны ее страдание и боль. Вздувшиеся вены корявой, заскорузлой рабочей руки выдают предельное внутреннее напряжение. И в глубочайших душевных муках ее – великая человечность. Кажется, тихий стон вырывается из ее груди. Но в мужественной сдержанности, не дающей страшной муке прорваться наружу, - сила человека, способного выстоять в горе. Фигура матери выражает стойкость, силу народа, который, выстояв в тяжелых  испытаниях, победил в войне. И в этом эпический подтекст картины - трагедия народа, увиденная через трагедию одной семьи и трагедия человека. Картине присущ подлинный историзм, убеждающая достоверность и высокий гуманизм.

В картинах Коржева воплощены героизм и человечность, сила страдания и мужество его преодоления, способность к самоотверженному подвигу и глубина чувства и мысли, свойственные нашему народу.

Выделяя из массы безымянных героев Великой Отечественной войны одного отдельного человека, любящего, ранимого, живого, художник подчеркивает личную ответственность каждого за исход войны, за судьбу Родины.  

О мужестве и стойкости русского солдата в годы войны рассказывает полотно «Солдаты 1941 года» (1969) Михаила Холуева.

Родился Михаил Федорович Холуев в 1923 году в Липецкой области в семье крестьянина. Участник Великой Отечественной войны. В 1947 году Холуев поступил в Рязанское художественное училище, впоследствии учился  на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской Ю.М. Непринцева.

Люди, окружавшие живописца в предвоенные и послевоенные годы, стали героями его картин. Собственный нелегкий жизненный опыт наложил отпечаток на весь характер искусства мастера, нашел отражение в тематике его полотен.

Живописец Холуев пришел в искусство в конце 50-х годов в составе целой плеяды одаренных мастеров, которые имели за плечами опыт войны. Наиболее талантливые из них составили основной пласт художественных кадров современного искусства. Правда истории, правда характера стали объектами их творческого внимания. Только в такой обстановке могло проявиться суровое и драматическое дарование Холуева. Самому сложному, самому трудному жанру живописи – большой многофигурной тематической картине - посвятил свою жизнь художник.

Перед полотнами Холуева как бы возникает силовое поле высокого напряжения, и в сферу его действия попадает зритель. Изображенные прямо смотрят на нас – это форма своего рода молчаливого диалога, духовного контакта. Зритель тем самым оказывается вовлеченным в событие, активно участвует в нем.

Немного пока боев на счету у группы солдат, изображенных Холуевым. Но эти бои были: об этом говорит и время года – уже полузаснеженная земля, изуродованная взрывами снарядов, и повязка на голове одного из солдат.

О мужестве и стойкости русского солдата в годы войны рассказывает полотно «Солдаты 1941 года» (1969). В этом живописном полотне зритель улавливает большой подтекст. Война страшна не только гибелью близких, разрушением, но и тяготами повседневного фронтового быта. Неустроенного, изнурительного. Еще не улеглась развороченная взрывами земля, припорошившая снег и солдатские лица. Солдаты уцелели. Мы видим их задумчивые лица: то ли они вспоминают бой, потерю своих товарищей, то ли думают еще о том, что предстоит им впереди. Художник как бы остановил кадр кино- или фотопленки, когда мгновение перерастает в вечность – когда сегодня, на старой фотографии, живые  - с закрытыми глазами, – а завтра они же – павшие. Миллионы таких фотографий – семейных реликвий - хранится до сих пор в семейных альбомах и шкатулках.

«…Война – это, прежде всего, тяжкий, каждодневный труд. Именно эту силу духа солдата хотелось раскрыть в картине….» – из интервью М.Ф. Холуева.

Художник рассказывает неторопливо и сдержанно. Из неповторимых, неприкрашенных художником, отдельных героев складывается собирательный образ народа, который сумел выстоять в трагических испытаниях и победить, - образ ушедшей Великой эпохи.  

Героические образы людей, воевавших и победивших, были созданы народным художником России В.Ф. Жемерикиным, для него тема Великой Отечественной стала одной из ведущих в творчестве. 

Свое отношение к войне выразили, в том числе, художники, чьи детство и юность пришлись на тяжелые послевоенные годы. Знающие о войне из рассказов отцов, из книг и фильмов, художники послевоенного поколения воплотили в художественных образах героический дух и несгибаемую силу воли, самоотверженность и стойкость защитников Отечества.

Вячеслав Федорович Жемерикин (1942–2005) Заслуженный художник России, Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии им И.Е.Репина.
Широкую известность и официальное признание принесли художнику большие картины на темы военной истории, разошедшиеся по музеям страны. В 1983 году за картину “Солдаты. Возвращение” (1979) Вячеславу Жемерикину была присуждена Государственная премия им. И.Е.Репина, и он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Еще стоит дым и гарь над полуразрушенной деревней… На фоне узкой полоски неба видны вспарывающие небо печи сгоревших домов, обвалившиеся черные крыши … По проселочной дороге шагает группа солдат.   Это уже не дороги войны – картина передает атмосферу победного 45-го. Мальчишка в белой рубашке с поднятой винтовкой, идет рядом с солдатами дорогой Победы.

Среди встречающих и старухи, и молодые солдатки, и вдовы, и дети. Все с надеждой смотрят на пришедших с фронта. Россия встречает своих сыновей и отцов.
Их вышли встречать и те, кто уже в черных платках - пытаются и они среди солдат-победителей встретить родное лицо…но тщетны эти надежды… Трагедия войны показана без ложного пафоса - картина внутренне заострена, на глубинном уровне накалена до предела. Она представляет новый, психологический,  аспект рассмотрения темы Великой войны.

Тяжелые кирзовые солдатские сапоги, прошедшие всеми дорогами войны, и  натруженные босые ноги детей и женщин – все это служит метафорой беззащитной души, опаленной войной и тяжкого солдатского труда.

Сама живописная фактура картины созвучна лирико-романтическому настроению. Картину отличает благородная цветовая гамма и богатство фактуры, - это смелая, эмоциональная живопись, исполненная как будто на одном дыхании. Ученик Е.Е. Моисеенко, Вячеслав Жемерикин наследовал и развил экспрессивную манеру живописи своего учителя. Высокое академическое мастерство художника выдает крепкий рисунок, благородная цветовая гамма, уверенный мазок. Все эти качества придают картине мастера ощущение внутренней силы и энергии.

Пройдут столетия, сменятся поколения, но подвиг народа, увековеченный в произведениях искусства, не забудется никогда.

 

В Центре А.А. Пластова идёт подготовка к новой выставке «А.А.Пластов. Война священная», посвящённой теме Великой Отечественной войны в творчестве выдающегося живописца.

В экспозиции будут представлены как подлинные произведения, так и компьютерные копии великих картин, созданных Пластовым в годы военного лихолетья. Пронзительная искренность и глубина сопереживания, отличающая полотна «Фашист полетел», «Трактористки», «Жатва», «Сенокос», и сейчас трогает до боли в сердце. Подлинным драматизмом  и пластической силой потрясают портреты фронтовиков. Особой трепетной нежностью наполнены милые сердцу художника пейзажи Прислонихи. Впервые вниманию зрителей будут предложены фотографии и документальные материалы военных лет, которые дадут представление не только о Пластове – художнике, но и о Пластове – человеке, Пластове – гражданине, который все военные годы работал как солдат на передовой, приближая час Великой Победы.

Центр А.А.Пластова располагается по адресу ул. Гончарова, 16, тел. 41-48-20